Казахстан много делает для решения проблем водной безопасности ЦА – политолог

По мнению азербайджанского эксперта, руководителя клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгара Велизаде, в условиях сокращения ресурсов питьевой воды Казахстан старается создать глобальную платформу по решению водных проблем и демонстрирует желание делиться своим опытом.

- Что представляет собой саммит One Water, который состоялся в Саудовской Аравии?

- Саммит One Water - это формат, объединяющий государства, различные организации, структуры, финансовые учреждения, не только государственные, но и частные, для проведения международных диалогов и дискуссий, направленных на решение водных проблем человечества и финансирование этих проектов, которые ставят целью обеспечение доступа все большего числа людей к ресурсам питьевой воды.

К сожалению, сегодня мы наблюдаем сокращение источников питьевой воды, особенно это наблюдается в засушливых странах, по-научному их называют странами с аридным климатом. Здесь необходим комплексный подход, учитывающий специфику тех или иных регионов. Необходимо отметить, что это мероприятие согласуется с глобальной климатической повесткой. Недавно в Баку завершился климатический саммит COP29, идеи которого были созвучны с идеями мероприятия в Саудовской Аравии.

Было заявлено, что саммит One Water стремится стать платформой для разработки практических мер по решению водных проблем в рамках подготовки Конференции ООН по водным ресурсам, которая состоится в 2026 году. Состав участников саммита достаточно внушительный и представительный, в основном это представители из тех стран, которые больше всего сталкиваются с этими проблемами, поэтому участие Казахстана на саммите не было чем-то необычным, а обусловлено спецификой географии страны.

- Что вы можете сказать об актуальности проблем водной безопасности и управления водными ресурсами для стран Центральной Азии?

- Водная безопасность является одной из основных обсуждаемых тем в центральноазиатской политической повестке. Мы внимательно отслеживаем эту повестку и видим, что на пути к реализации целей по рациональному водопользованию центральноазиатские государства добились немалых успехов, в частности, следует отметить усилия стран региона по спасению Арала. Был создан специальный Международный фонд по спасению Арала, Казахстан возглавляет его в этот период. Надо сказать, что Казахстан очень много делает для решения проблем водной безопасности региона, в частности, по восстановлению Северного Арала.

Мы наблюдаем за успехами водной дипломатии: страны Центральной Азии стараются в согласованном порядке и эффективно решать вопросы, связанные с водной повесткой. Как известно, основной водосток формируется в двух странах региона – Кыргызстане и Таджикистане -  которые обеспечивают основным объемом две транзитные реки региона - Сырдарью и Амударью. Рациональное использование этих рек и их водного потенциала является жизненно важной задачей для стран Центральной Азии. На сегодня тот факт, что государства региона не воюют друг с другом за воду, а сотрудничают, является основным показателем успеха проводимой центральноазиатскими странами политики обеспечения питьевой водой своего населения и сохранения ресурсов питьевой воды для будущих поколений.

-  Как вы считаете, почему руководство Казахстана придает особое значение водной дипломатии?

- Водная дипломатия – это политический феномен, который сегодня получает развитие. Из выступления главы Казахстана на климатической конференции COP29, которая проходила в Баку, мы видим, как фактор водной безопасности и дипломатии становится ключевым в региональной и международной политике. Президент Казахстана на COP29 обратил внимание на необходимость выработки практических мер по решению водной проблематики, и решения должны быть подкреплены политическими соглашениями. То, что сегодня делает Казахстан, является условием для закладки основ политических договоренностей по водной проблематике. Очень хочется надеяться, что в ближайшее время мы увидим реализацию этих идей.

- Президент Касым-Жомарт Токаев на саммите подчеркнул, что водная безопасность – это не просто технический или экологический вопрос, это моральный императив. Решение проблемы водной безопасности требует развития многостороннего диалога на основе принципа One Water. Как вы прокомментируете слова и месседж президента Казахстана?

- Заявление президента Казахстана отражает позицию страны не только в экономическом и политическом плане, но и в гуманитарном. Издревле население стран Центральной Азии селилось близ источников воды, так называемый оазисный тип расселения. В этом смысле вода является источником жизнедеятельности обществ стран региона. Цивилизации, которые появлялись и развивались на территории ЦА, были связаны с источниками воды, и поэтому эта цивилизационная основа является одной из важнейших основ водной проблематики: не будет воды – не будет населения, общество будет фрагментировано, потому что огромные пространства на территории Центральной Азии не заселены. Там жизни нет, потому что отсутствует вода. Когда приходила вода – приходила и жизнь, не дай бог, вода уйдет – уйдет и жизнь.

Это очень серьезный гуманитарный вопрос, на котором заостряет внимание президент Казахстана. Кроме того, в культуре казахского, узбекского, туркменского и других народов, населяющих этот регион, воде отводится исключительная роль, слагаются эпосы, легенды, изображения воды вы можете встретить в образцах материального исторического наследия. Для Казахстана важно донести суть этой проблематики в таком контексте.

- На One Water Summit выступил президент Франции Эмманюэль Макрон, лидеры Саудовской Аравии и главы других государств. О чем говорит политическое участие мировых лидеров в решении вопросов водной повестки?

- Участие мировых лидеров в этом саммите показательно и говорит о том, что очень серьезное влияние имеет водная дипломатия на государства, где нет достаточно воды. К сожалению, мы видим процесс, когда источники водных ресурсов постоянно уменьшаются. Эта тенденция может принимать угрожающий характер, особенно в свете сокращения ледников и других ресурсов питьевой воды. Казахстан наряду с другими участниками старается выработать глобальную платформу по решению этих климатических проблем.

Что касается Франции, у нее несколько противоречивая роль: Франция хорошо «наследила» в государствах Африки, в частности, в государствах Сахеля, где мало источников питьевой воды, и это привело даже к определённым конфликтам. Неслучайно сегодня государства Западной Африки выдворяют французское военное присутствие из региона. Это говорит о том, что неоколониальная практика, когда отдельные государства пытаются зафиксировать свое присутствие в тех или иных регионах, более того, стараясь контролировать ресурсы этих стран, в том числе природные ресурсы, она пагубная. Я надеюсь, что французское руководство извлечет уроки из этой истории и более критично подойдет к своей роли в реализации глобальной водной повестки.

Казахстан и другие государства демонстрируют желание делиться своим опытом в решении климатических проблем, в частности, водных проблем, стараются не допускать перегибов, стараются, чтобы доступ к питьевой воде был обеспечен всем слоям населения на справедливой основе. Здесь надо отдать должное Казахстану: он старается решать эти проблемы по принципу социальной справедливости, что находит поддержку все у большего числа государств.

Автор: Редактор