Придя в зоопарк перед новогодними праздниками, в первую очередь мы решили отправиться к крокодилам. Они, конечно, не самые “новогодние” звери, но уж больно на еловые шишки похожи!
– На моем попечении находятся три взрослых хищника – Фидель, Рома и Солнышко, – рассказывает нам Елена Потапенко. – У каждого отдельное помещение. Самый крупный – Фидель, его вес перевалил за 200 кг. Но настроение у него вовсе не праздничное – накануне перевода в зимний экзотариум один из посетителей бросил в крокодила огромный булыжник. Как оказалось, камень этот человек… принес с собой. Специально, чтобы метнуть в крокодила! Представляете?! Звучит дико, но возле летних вольеров с крокодилами не осталось ни одного камешка, все были брошены в пресмыкающихся.
Любопытно, но ни одно другое животное в зоопарке не вызывает у людей такой бурной антипатии. С чего бы это? Конечно, даже мелкий крокодил способен в два счета расправиться с человеком. Но ни Рома, ни Фидель никогда не проявляли агрессии.
Стопка для слона
Если Елена считает крокодильчиков крайне обаятельными и совсем не глупыми животными, то Григорий утверждает: его слоны Лау и Ару умнее людей. Сейчас у них сложный период – гормональная буря. В это время характер добродушных гигантов резко меняется, поэтому руководство зоопарка старается не пускать к ним посторонних. И кормить их получше.
Ежедневный рацион слона состоит из 35 кг овощей, 25 кг каши, 50 кг сена, 400 г сухого чая и 500 г сахара. Кстати, 31 декабря для улучшения пищеварения и настроения им дадут изрядную порцию спиртного – по 2,5 литра водки каждому! Пусть и у них в вольере будет праздник!
Новогоднее пополнение
Перед Новым годом в зоопарке появилось пополнение. У зебры Хартмана родился малыш. Сейчас зебренку Мирасу уже месяц от роду. Еще одним подарком стало рождение маленького голубого гну. Киппер Игорь Журавлев старается оградить еще слабенького малыша от любых волнений.
А число лошадок пони увеличилось сразу на трех новорожденных. Принесли приплод антилопы куду, ньяла, орикс, молодые жирафы в третий раз стали родителями. Впервые в нашем зоопарке получили потомство от американского кондора.
Сейчас сотрудники ждут приплода от слонов и белых носорогов. В общем, на целый детский сад набирается!
Японский барс и макаки-“якудза”
А самый большой новогодний подарок вскоре получат два юных барсенка. Их переселят в чистый, недавно построенный вольер площадью почти два квадратных километра.
Одного из них – девочку Майю, наш зоопарк получил в подарок от господина Ташицу – директора зоопарка японского города Тама.
В придачу к маленькой пятнистой киске он прислал десять японских макак.
Заместитель директора Алматинского зоопарка Жанат Ахметова говорит, что эти животные обитают в горной местности Японии. Так как живут макаки практически на снегу, то холода им не страшны.
Шумная компания сильно смахивает на шайку истеричных и драчливых мафиози под предводительством крупного самца.
Заметив нашего фотокорреспондента, главный в этой обезьяньей компании, скорчив злобную рожицу, кинулся в атаку – видимо, решил, что покушаются на его территорию. Чтобы не нервировать обезьян, мы решили навестить секцию “млеков” – так здесь именуют млекопитающих хищников.
Хищники: дом за стеклом
Пожалуй, самый узнаваемый новогодний образ – медведи. И белых, и бурых каждый ребенок с детства видит на обертках конфет “Мишка косолапый” и “Мишка на севере”. Может, поэтому большинство посетителей испытывает к косолапым непреодолимую симпатию. Некоторые так и норовят перелезть через ограждения и покормить белую медведицу или ее огромного бурого соседа. И зря... Как говорит Жанат Ахметова, мишки – самые опасные животные.
Бурый медведь – бывший цирковой артист, попал в зоопарк несколько лет назад. Достигнув зрелого возраста, медведи становятся непредсказуемыми и опасными. Поэтому, закончив гастроли в Алматы, дрессировщик счел разумным более судьбу не испытывать и отдал своего питомца в зоопарк. По словам служащих, он один из самых хитрых и коварных хищников. Буквально в одно мгновение из забавного танцующего существа, выпрашивающего конфеты, он может превратиться в жестокого убийцу.
Его белые соседи Алькор и Кристина намного добродушнее. И ничего, кроме еды, их вроде бы не интересует. Но проверять тоже не стоит.
Как не стоит и верить им, когда они выпрашивают еду. В день каждый медведь получает по 3 кг
мяса, 3 кг рыбы, овсяную кашу, свеклу, морковь и яблоки – сбалансированный и вполне достаточный для них рацион.
Дом хищников, или секция “млеков”, во всех зоопарках считается самым опасным. Здесь живут тигры, леопарды, пантеры, медведи и львы.
Сейчас часть из них перевели в новый павильон, названный домом хищников. Там вместо решеток – толстое и прочное стекло.
Самый необычный из тигров – белый самец Санга. Живописно развалившись в своем вольере, он совершенно не обращает внимания на разглядывающих его людей.
Недалеко от него – белый лев по кличке Хам и его юная подруга.
Этих, напротив, люди чрезвычайно интересуют. В секции млекопитающих хищников свято соблюдают правило: кормить и убирать в клетках или вольерах только вдвоем. В одиночку – опасно. Кто знает, когда взыграют звериные инстинкты?
Почти так же опасны леопарды. Несмотря на свои скромные размеры и вес, всего 40 – 50 кг, они способны молниеносно броситься на человека.
Возьмите на содержание!
По свидетельству служащих, после выходных абсолютно все хищники – кошачьи, медведи, волки, барсуки и лисицы, страдают желудочно-кишечными расстройствами. Потому что посетители всякий раз закармливают животных кукурузными палочками и несвежей колбасой. Хотя таблички, призывающие не делать этого, висят почти у каждой клетки.
Еды обитателям зоопарка вполне хватает, хотя, конечно, на содержание животных тратятся немалые средства. Например, взрослый тигр съедает в день по 12 кг говядины. В год получается около 4 тонн мяса – примерно 2,5 миллиона тенге!
В России и дальнем зарубежье многие крупные бизнесмены берут на содержание какое-нибудь животное. Тогда возле клетки с животным, птичкой или аквариумом с рыбкой красуется табличка с именем мецената. Мелочь, а приятно! К тому же реклама себе любимому и своему бизнесу.
У наших богатых пока нет таких традиций. Но, может, только пока?
Олег ГУБАЙДУЛИН, Тахир САСЫКОВ (фото)