Анастасия Васильева поделилась своей историей в соцсетях, чтобы предостеречь других людей, сообщает Caravan.kz.
«Мы просто хотели выдохнуть. Без суеты, без рабочих чатов - баня, купель, мясо на гриле, друзья, разговоры до ночи, песни под гитару, костер… Я увидела рекламу того самого - идеального «домика у озера» в Instagram. Страница выглядела, как многие другие продающие аккаунты: 21,7 тысячи подписчиков, аккуратные фото, сторис, прайс, всё как положено. 30 минут от города. Домик на 10-12 человек, баня, купель. Атмосфера мечты», - так Анастасия описала первые впечатления.
Она решила забронировать дом на выходные.
«Связалась с владельцем. Мужчина по имени Бекболат: вежливый, уверенный, прислал удостоверение личности, говорил спокойно, обещал уют и комфорт», - пишет обманутая алматинка дальше.
Она поверила и согласилась внести предоплату сразу за 2 дня. Однако на этом этапе начались проблемы. Аренда дома на сутки стоила 60 000 тенге. Бекболат попросил предоплату сразу за два дня, чтобы «забронировать даты», и Анастасия перевела 120 000 тенге на названную им карту.
«Через пару часов он написал: «Платёж не вижу». Попросил чек. Я отправила выписку. Он ответил: «По выписке видно, что вы перевели сами себе». Я решила, что, может, ошиблась. Чтобы не подставить друзей, перевела ещё 90 000 тенге. После чего (связавшись с банком) скинула ему чеки, попросив вернуть ту вторую сумму обратно», - рассказывает Анастасия.
Честный предприниматель вернул бы деньги, однако этот случай такого исхода не получил.
Анастасия пишет, что после этого начались отговорки. Бекболат обещал вернуть деньги завтра, объяснял задержку тем, что сотрудница украла деньги и он подал заявление в полицию. Потом мужчина предложил подъехать приехать по адресу в селе Коккайнар. Анастасия отмечает, что никакого озера рядом с указанным Бекболатом местом не было, «обычный частный сектор». Ни домика у озера, ни Бекболата там не оказалось.
В итоге через три дня он заблокировал Анастасию, не вернув ей деньги.
«Ты не просто теряешь деньги - ты теряешь ощущение, что умеешь различать правду и подделку. Особенно, когда ты сам из digital, когда привык видеть фейки за километр, и вдруг тебя ловят на том, чему ты учишь других - доверять визуальной убедительности. 21 тысяча подписчиков. Отзывы. Сторис. Видео. Даже удостоверение личности. Это не случайный фейк. Это продуманная структура обмана - digital-мошенничество с элементами performance-маркетинга», - комментирует Анастасия произошедшее с ней.
Она считает, что если раньше мошенники обманывали жертв орфографией и кривыми баннерами, то теперь обманывают грамотно выстроенной SMM-воронкой, купленными подписчиками и фальшивыми отзывами, вежливостью. Анастасия предупреждает, что переводить деньги за бронирование без документального подтверждения опасно и делает каждого такого пользователя соцсетей потенциальной мишенью.
Она предложила и алгоритм, который может помочь с тем, чтобы избежать мошенников.
«1. Проверяйте ИП или ТОО на kgd.gov.kz - у честного арендодателя почти всегда есть регистрация.
2. Не переводите на личные карты. Требуйте чек, договор, квитанцию.
3. Проверяйте адрес в 2ГИС и Google Maps. Если на фото - озеро, а на карте - пустырь, это тревожный звонок.
4. Просите видео в реальном времени. Пусть покажут дом, табличку, территорию.
5. Сохраняйте все переписки, чеки и скрины. Они нужны для обращения в банк или полицию», - советует она.
Комментаторы рассказали, что сталкивались с похожими случаями, причем не только в Казахстане, но и в соседних странах.
Поделились они и советами о том, на что обращать внимание, чтобы не попасться на удочку.