Качество государства способно «победить» географию

Однако для государств без выхода к морю, объединяющих свыше 500 млн человек, географическая изоляция остается серьёзным вызовом. Именно этим вопросам была посвящена Третья конференция ООН в Туркменистане (5–8 августа), участие в которой принял президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Известно, что значимым препятствием на пути к международным рынкам остается высокая плата за транспортные перевозки. Как гласит русская пословица, «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз». По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), для стран Центральной Азии транспортные расходы порой достигают 60% стоимости импортируемых товаров.

Проблемы экономического развития внутриконтинентальных стран находятся в поле зрения ООН. В частности, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, выступая в Нью-Йорке на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи в декабре 2019 г., рекомендовал международному сообществу учитывать особые потребности стран, отдаленных от моря, наращивать их сотрудничество с государствами транзита, увеличивать потоки инвестиций, развивать транспортную инфраструктуру, укреплять эффективность таможенных служб и расширять доступ к современным технологиям.

Президент Казахстана в ходе своего выступления 5 августа напомнил, что Казахстан был инициатором первой Конференции ООН по таким странам, которая состоялась в Алматы более 20 лет назад и продолжает активно продвигать их интересы на глобальной арене. По его словам, ограниченность транспортных коридоров создает высокие транзитные издержки, снижает конкурентоспособность и усиливает зависимость от геополитической обстановки, особенно на фоне конфликтов, санкций и сбоев в глобальных цепочках поставок.

В связи с чем государствам без морского выхода необходимо полноценное признание их партнерами в международной экономике, их голос должен звучать громче, а сотрудничество становиться системным и равноправным.

Однако географическая ограниченность не закрывает все возможности и разумные инициативы. Казахстан прилагает усилия по развитию собственной инфраструктуры. Особый акцент делается на транспортные маршруты «Север – Юг» и Средний коридор (ТМТМ), призванные превратить Центральную Азию в ключевую сухопутную артерию между Азией и Европой. Казахстан уже обслуживает до 85% таких перевозок и продолжает инвестировать в создание интегрированной сети железнодорожных, автомобильных, авиационных и логистических хабов.

Вместе с тем страна делает ставку на цифровую трансформацию. В Астане открыт Центр искусственного интеллекта AlemAI, тестируется суперкомпьютер, и Казахстан открыт для международного научного сотрудничества. Президент также напомнил о подписании соглашения с ООН о создании в Алматы Регионального центра по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана, что стало важным шагом в институциональном укреплении региона.

То есть, как подчеркнул президент, география не должна определять будущее стран. При наличии политической воли, инвестиций и партнерской поддержки отсутствие выхода к морю может стать не препятствием, а драйвером экономического роста.

Не стоит забывать, что географически изолированные страны – это не только те, кто не имеет выхода к морю, но и те, у кого отсутствует доступ к «большой суше». Многие отдалённые островные государства имеют гораздо более высокие экономические издержки, а некоторые из них вообще могут исчезнуть в результате глобального потепления. Их затопит Мировой океан.

Отсутствие выхода к морю создаёт «островной эффект», но географические факторы нельзя считать непреодолимыми. Успехи и провалы во многом зависят от качества государства, от того, как эффективно оно управляет экономическими процессами.

Автор: Редактор