The Times опубликовали детали и версии крушения самолета Azerbaijan Airlines под Актау, основываясь на анализе кадров фюзеляжа лайнера, пишет Caravan.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.
В публикации указывается, что пилоты столкнулись с серьезными трудностями, пытаясь совершить аварийную посадку, управляя самолетом исключительно тягой двигателей после утраты всех систем управления полетом. Обломки повредили заднюю часть самолета, отключив все три гидравлические системы, отвечающие за управление крыльями и хвостовыми поверхностями.
Как пишет издание, пилоты также упомянули о "столкновении", которое изначально посчитали ударом птицы. Несколько минут до инцидента экипаж сообщил о сбое GPS-навигации и запросил радиолокационное сопровождение.
Российскую расшифровку, опубликованную в сети, проверить не удалось, но она совпадает с сообщениями из Азербайджана и Казахстана. Спустя 7 минут после столкновения пилот сообщил: "Теперь отказала гидравлика".
Как пишет издание, сначала экипаж попытался направиться в Минеральные Воды на Кавказе, затем – в Махачкалу на побережье, но им сообщили, что погодные условия не позволяют совершить посадку в этих местах. Расшифровка переговоров на этом моменте оборвалась, но по неизвестной причине пилотам было указано направиться в Актау, расположенный гораздо дальше, на противоположном берегу Каспийского моря. Когда самолет снова появился на радаре авиадиспетчеров в районе Актау, его полет стал нестабильным. При подлете экипажу удалось вручную выдвинуть шасси, но закрылки и спойлеры не были развернуты, как это требуется для нормальной посадки.
Перед посадкой на видеозаписи были зафиксированы повреждения горизонтального стабилизатора хвостовой части самолета. Издание отмечает, что самолет следовал извилистой "фугоидной" траекторией при обеих попытках приземления. Это указывает на борьбу экипажа за управление, используя только мощность двигателей.
Подобный метод управления использовался в 1989 году экипажем рейса 232 United Airlines, когда самолет DC-10 с полным отказом гидравлики был посажен вблизи Су-Сити, штат Айова. Тогда из 296 человек на борту выжили 184.
"Похоже, что азербайджанские пилоты пытались сделать то же самое… На видео видно, что гидравлики не было, и спойлеры не развернулись", – заявил пилот американской авиакомпании и авиаэксперт Хуан Браун.
По его словам, улики указывают на взрыв зенитной ракеты с неконтактным взрывателем рядом с самолетом Embraer.
"На видео видны повреждения на левой стороне вертикального хвоста и левого руля высоты… Это могло задеть важные электрические и гидравлические линии", – сказал он.
По его словам, выбрасывание кислородных масок свидетельствует о разгерметизации кабины, а частично разорванный спасательный жилет и изображения, на которых видны ранения пассажиров до посадки, подтверждают проникновение шрапнели в кабину.
Жерар Легаффр, бывший сотрудник французского агентства по расследованию авиакатастроф BEA, отметил, что на обломках самолета, похоже, было много шрапнели.
Ксавье Тютельман, бывший пилот французских ВВС и консультант по оборонным вопросам, уверен, что азербайджанский самолет был сбит ракетой.
"Удары по хвосту типичны для ракетной шрапнели… Можно понять, почему самолет больше не мог продолжить полет", – добавил он.