Какие же загадки хранят эти невзрачные руины? Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Дом на краю света
Один из самых загадочных древних городов Казахстана – это Акыртас, что находится примерно в 40 километрах от Тараза. До сих пор неизвестно, кто и зачем построил этот город. Над его загадкой ученые бьются уже полтора века, а любители всего таинственного выдвигают совсем уж фантастические версии появления Акыртаса. Например, существовала версия, будто его выстроили по приказу Александра Македонского, чтобы таким образом обозначить край света. Будто бы великий полководец считал, что дальше этой точки на карте нет ничего, и решил возвести дворец на краю земли, чтобы любоваться из его окон на бескрайние просторы, где нет человечества. Либо какой-то не менее легендарный полководец построил тут крепость, чтобы защитить Ойкумену, то есть мир людей, от неведомых существ из другого мира. Получается, Акыртас исполнял ту же функцию, что и Стена в культовом сериале «Игра престолов». Безусловно, обе версии красивые и довольно поэтичные, но с реальностью не имеют ничего общего. Они годятся больше для скучающих туристов, которые не хотят забивать голову всякими сложностями.
Версия о том, что Акыртас приказал выстроить Александр Македонский, очень красива, но не выдерживает никакой критики. Великий полководец, даже если бы и правда хотел построить город в этих краях, выбрал бы более стратегически выгодное место, как сделал это для Александрии
Сейчас Акыртас представляет собой руины некоего каменного сооружения, то есть городом это назвать нельзя. Но первое упоминание этого места описывает Акыртас как город. Причем в 1222 году он уже описывался как древний. Даоский монах Чан-Чун путешествовал с караванщиками по Великому Шелковому пути. В путевом дневнике монах пишет:
«На дороге попалось нам каменное городище: камни совершенно красного цвета; есть следы древнего военного становища. На запад есть большие насыпи могильные, расположенные, как звезды в Медведице».
Другими словами, монах очень удивился, увидев странный город, и особенно его заинтересовала необычная манера хоронить усопших, будто копируя небесные созвездия. Подобные традиции захоронений практически не встречаются. Но ни караванщики, ни местные жители не смогли объяснить, как тут появился этот город и кто там жил изначально. Даже 800 лет назад он уже считался древним.
Первые попытки изучения Акыртаса были предприняты в 1867 году. За три года до этого художник Михаил Знаменский, который был в составе русской военной экспедиции, сделал зарисовки необычных развалин. Хотя Знаменский неплохо разбирался в археологии и этнографии, руины его больше заинтересовали живописностью, а не тем, что такая архитектура для таразских степей несвойственна. Эти зарисовки попались на глаза востоковеду Петру Лерху. Он изучил руины и пришел к выводу, что это буддийский монастырь. Этим и объяснялась странная архитектура. По мнению Лерха, монахи пытались воссоздать то, что видели в других краях, и нередко импровизировали.
Дворец без понтов - беспонтовый дворец
В 1885 году выпустил свой труд географ Дмитрий Иванов. В отличие от своих коллег он был не только теоретиком, но имел отличные технические навыки, так как работал горным инженером. Именно профессиональным взглядом инженер заметил, что для Акыртаса требовались большие средства, много усилий и точные расчеты.
Дворец был сложен из безупречно обработанных каменных блоков, весом по 10 тонн каждый. Чтобы обрабатывать такие и перемещать, требовалось очень много людей. Площадь дворцового комплекса составляла 37 тысяч квадратных метров. Толщина стен - от трех до пяти метров, а высота составляет 3,5 метра.
Во дворце был даже собственный водопровод. В мире есть более впечатляющие каменные сооружения. Взять хотя бы пирамиды в Гизе. Но их строили в тех краях, где проживало много людей, то есть не было недостатка в рабочей силе. Причем и строились они гораздо дольше, по несколько десятилетий. Плюс ко всему, чтобы протопить такую громадину, требовалось много дров. Климат юга Казахстана, хоть и мягче, чем в некоторых городах Европы, где построены не менее большие замки, но зимы тут все равно суровые, а дремучих лесов с тоннами дров под Таразом нет. Значит, построить такое мог только очень богатый и влиятельный человек. Так появилась версия, будто Акыртас был арабским дворцом. Но все равно остается вопрос, почему для дворца было выбрано такое странное место. Ведь в бескрайней степи есть уголки поинтереснее. Это как сейчас астанинский олигарх вдруг решил бы построить коттедж не в Боровом или на Балхаше, а где-нибудь в сотне километров от Караганды.
Дворец на месте Акыртаса смотрелся бы величественно, но максимально непрактично. Хотя история знает много случаев, когда богатые и влиятельные люди сооружали нечто бесполезное, требующее невероятных расходов, просто, чтобы показать свое богатство и власть. Этим, в частности, славился Нерон
Акыртас долго был заброшен, и камни из дворцовых стен люди растаскивали для строительства, отчего исследование руин еще больше затрудняется. Удалось установить, что построен он приблизительно в VIII веке. Пока это единственное, что в истории Акыртаса хорошо известно.
Вода и книги - главное сокровище
К сожалению, Акыртас не очень популярен у туристов. Он находится далеко от раскрученных маршрутов, и посетить его можно, только целенаправленно поехав в Тараз, а потом долго искать того, кто согласится отвезти любопытного туриста за 40 километров от города. А вот Сауран входит в большинство турпакетов для желающих полюбоваться красотами Туркестана. Сейчас Сауран восстановлен и ежегодно привлекает тысячи туристов. Но загадок от этого меньше не становится.
В 1867 году Сауран изучил тот же инженер Петр Лерх. Он отметил очень высокое качество сырцового кирпича и предположил существование некой технологии древних зодчих, позволявшей производить стройматериалы из необожжённой глины, способные продержаться столетиями. Потом до Саурана долго никому не было дела, что удивительно. Это ведь настоящий клондайк для археологов. На месте древнего города до сих встречаются уникальные находки. После Лерха экспедиция по исследованию Саурана была организована только в 1947 году.
Сауран был одним из крупнейших городов Средней Азии. Он славился водопроводом и подземной ирригационной системой полива. Хотя на примере Акыртаса можно сказать, что это не было такой уж редкостью. Но вот одна находка не может не удивлять. Оказывается, жители Саурана пользовались …унитазами. Древний унитаз представлял собой подобие кувшина с широким горлом, на котором можно сидеть, и без донышка. Его устанавливали над отверстием, ведущим в подземные каналы. Правда, смывать приходилось вручную, из ковша, но для тех времен это было очень удобное сооружение, позволяющее не покидать жилье по нужде и избавиться от неприятного запаха в доме. Это при том, что даже в Версале XVII века канализации еще не было, а ведра с нечистотами от высокопоставленных особ выносили слуги.
Но канализация — это только часть сложной ирригационной системы, не уступающей инженерным сетям современного мегаполиса. Питьевая и техническая вода для полива шли по разным каналам и никогда не смешивались, а канализация была очень надежно изолирована, чтобы ни капли зловонной жидкости не попало в чистую воду. Кроме того, жители Саурана не переживали из-за засухи. У них всегда был стратегический запас драгоценной влаги, примерно такой, как в стамбульской цистерне Базилика. И все это работало без насосов, электричества и прочих технических благ.
Подземная ирригационная система Саурана ни в чем не уступала, а кое-где даже превосходила современные инженерные сети
Сосед Саурана - Отырар, славится не технологиями, хотя там они тоже были неплохо развиты, а уникальной библиотекой. По легенде, её начал собирать сам аль-Фараби, и по количеству книг она уступала только Александрийской. Считается, будто редчайшие манускрипты погибли в пожаре, когда Отырар пал под напором войск Чингисхана. Тем не менее есть предположение, что библиотеку удалось спасти, закопав недалеко от города. Якобы много лет спустя кто-то встретил лису, которая вытаскивала из своей норы клочок древнего манускрипта, а в норе были обнаружены еще несколько кусков пергамента с письменами. Это перекликается с еще одной легендой, будто бы под Отыраром существовала разветвленная сеть подземных ходов, через которые можно было попасть в ближайшие аулы, находящиеся в десятках километров. Если такие ходы и правда существовали, пусть и не такие длинные, как в легендах, то, скорее всего, библиотеку действительно спрятали в одном из таких. Ведь книги тогда в буквальном смысле ценились дороже золота. В отличие от катакомб Парижа или Одессы подземелья Тараза не могли продержаться так долго. Почва тут для этого не подходит, и лазы попросту осыпались. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию, требуется колоссальная работа археологов на огромной площади. Следы некогда существовавшего лаза можно определить по характеру почвы. Цвет и структура будут отличаться. Но для этого потребуется снять несколько метров грунта на десятках квадратных километров вокруг руин древнего города. Так что пока легендарную библиотеку ищут авантюристы, зачастую просто заглядывая в норы лис и сусликов.
Старый пергамент, который якобы кто-то видел в зубах лисицы в окрестностях Отырара, породил надежду, что легендарная библиотека ещё цела
Тайна, покрытая морем
Больше всего тайн скрывает древний город Арал-Асар. Его обнаружили только 25 лет назад. Раньше Арал-Асар скрывали воды Аральского моря. За несколько веков морская вода сильно разрушила загадочный город, сделав его еще таинственней. Удалось узнать, что рацион жителей Арал-Асара состоял из риса и рыбы, а пшеничные лепешки для них были, скорее, деликатесом. Также любопытно, что освещали они свои жилища не свечами, а плошками с маслом. И вообще для того времени Арал-Асар был довольно богат и продвинут в техническом плане. Вот только так и непонятно, почему для постройки выбрали такое странное место, как бывшее морское дно. Арал не раз высыхал и возрождался, так что строить город именно в этой точке как минимум неразумно. Логичнее было бы отойти всего лишь на несколько десятков километров. В итоге за странное решение пришлось дорого заплатить. Вода Аральского моря стала затапливать Арал-Асар, и его жители бежали, не успев в спешке прихватить даже ценные вещи. Тут встречаются даже монеты и ценные украшения.
До развития банковской системы купцы не видели другого способа сохранить капитал, как закопать его в безлюдном месте
От Жанкента, что в Кызылординской области, сейчас осталось совсем немного. Но когда-то Жанкент был одним из самых богатых городов Шелкового пути. Сюда стекались купцы из всех стран. Они заключали сделки, свозили в эту точку ценный груз и золото. Это породило легенду о несметных сокровищах, якобы спрятанных в окрестностях городища. Сторонники этой версии рассуждают так: раз Жаркент был чем-то вроде Уолл-стрит и Швейцарии с её банками и сюда стекалось много богатств, то наверняка существовала и традиция закапывать золото. Это делалось по разным причинам. Кому-то нужно было сохранить большую сумму, приготовленную для важной сделки, примерно как сейчас бизнесмены кладут ценные бумаги в банковскую ячейку. У кого-то деньги не совсем чисты, и спрятать их на какое-то время было тем же самым, что вывести в офшор. Кто-то из купцов получал информацию, что его готовятся обокрасть, и также зарывал золото от греха подальше. А время было такое, что далеко не все купцы возвращались за своими кладами.
Город, обнаруженный на обнажившемся дне Аральского моря, был построен очень непродуманно, что и привело к катастрофе. Либо у основателей города были свои цели
Здесь будет город-порт
На картах Птолемея II века нашей эры недалеко от современного Актау обозначен крупный город. Долгое время он считался вымышленным, как Эльдорадо или Гиперборея. Все говорило о том, что в этих безлюдных краях мегаполис существовать не может. В лучшем случае тут когда-то была стоянка караванщиков, чуть отошедших от привычных маршрутов Шелкового пути. Если так, то тут был караван-сарай с парой глинобитных домиков, а уж Птолемей все преувеличил. Если верить его трудам, то на берегу Каспия стоял город-государство, как древнегреческий полис или средневековые вольные города. Для античных ученых такое преувеличение не было редкостью. В картах город назывался Аспобота, его пытались отыскать, вдохновляясь тем, что до Генриха Шлимана Троя тоже считалась вымыслом. Но попытки были безуспешными, и дело забросили.
В 2006-м на побережье Каспия обнаружилось любопытное, но не особо примечательное городище Каракабак. Никаких сенсаций его исследование не сулило, и раскопки тут начались лишь через 11 лет. Но уже первые найденные артефакты доказали, что Птолемей был прав. Тут производили украшения, используя самоцветы из разных уголков света, в том числе и балтийский янтарь. Причем для ювелиров было характерно смешение стилей и технологий, будто их учили мастера из разных культур. Это было характерно и для более простых предметов быта, вроде посуды и инструментов. Кроме того, в окрестностях города добывали медь, железо, свинец и даже нефть. Конечно, черное золото им требовалось не в таких масштабах, как сейчас, но для того, чтобы согреть жилище, просмолить лодки, намазать больные суставы, нефтяные вышки не требуются.
Скорее всего, город основали переселенцы из Боспорского царства, то есть греки из Крыма и Приазовья, и торговцы Хорезма, то есть нынешнего Узбекистана. Пока нельзя сказать, что их привлекло в эти суровые края, но переселенцы принесли с собой знания, технологии, налаженные торговые связи. Местные жители тоже внесли свой культурный и экономический вклад в развитие нового города. Так совсем скоро Каракабак стал крупным торговым городом и даже морским портом. Близкое расположение пеших караванных путей и моря гарантировало городу успех. Ведь и сейчас Актау неплохо развивается в торгово-экономическом плане благодаря порту и потокам товаров из Ирана, России, Туркменистана и прочих стран, имеющих выход к Каспийскому морю.
На сегодняшний день Каракабак изучен ещё довольно мало, но уже точно можно сказать, что его исследования подарят нам много важных открытий.
Ювелирные украшения из города на Каспийском море отличались сочетанием стилей разных мастеров и культур.
Проза без поэзии
Напоследок стоит отметить, что неразгаданность тайн древних городов совсем не означает, будто тут не обошлось без фантастических событий в духе Лары Крофт или Индианы Джонса. Массовая культура приучила нас к тому, что если археологи не могут ответить на какой-то вопрос или технологии древнего народа нам непонятны, то обязательно там жила некая раса сверхлюдей, вроде титанов или атлантов, которые знали все об устройстве мироздания, владели телепатией и каждый горшок их жилища был гончарным шедевром. В особо запущенных случаях вообще считается, что такое могли создать лишь пришельцы из космоса, пролетевшие миллионы световых лет, чтобы подарить жителем Саурана чертежи канализации. Открытия при археологических раскопках не переворачивают привычную нам историю, а лишь дополняют её или заполняют белые пятна. Кроме того, настоящие профессионалы избегают громких заявлений. Например. пирамида, найденная недавно на юге Казахстана, вызывает у простого обывателя прочные ассоциации с усыпальницами фараонов в Гизе. Она сложена по такому же принципу и служит усыпальницей знатного человека. Но для настоящего археолога это вещи совершенно противоположные. Тут работали разные культуры, с разными целями и задачами, в разные эпохи, а форма и ориентация углов пирамиды по сторонам света - это вещь, свойственная вообще всем зданиям. Даже глинобитные землянки стараются ставить окнами на юг.
Кроме того, мы ничего не знаем о нравах и характере жителей этих городов. Письменных источников у них не было. Так что не исключено, что необходимость строительства Акыртаса в VIII веке была понятна и ребенку. Если в наши дни уничтожить все документы, касающиеся строительства павильонов «Экспо-2017», то уже через 200 лет археологи будущего строили бы самые безумные теории, зачем их предкам понадобился громадный стеклянный шар посреди города. Это храм неизвестной религии или причудливый дворец безумно богатого правителя?
И самое главное - казахстанские городища стали изучаться совсем недавно. Первые исследования начались 70-80 лет назад, а многие исторические сооружения обнаружили только в нулевых. Для сравнения: пирамиды Гизы изучаются с 1873 года, с применением самых передовых технологий, но вопросов об их строительстве пока ещё все равно больше, чем ответов.
Ювелирные украшения из балтийского янтаря на Каспии могут свидетельствовать о том, что на Устюрт забредали и викинги.