Есть ли "сверхприбыли" на рынке ГСМ Казахстана

Между тем, если рассмотреть существовавшую до сих пор конструкцию производства самого востребованного на казахстанском рынке нефтепродукта – бензина марки АИ-92, то становится очевидно: она держалась на искусственном занижении стоимости сырья и исчерпала все свои возможности к настоящему времени.

Для начала давайте разберемся, как формируется себестоимость нефти на одном из трех крупных нефтеперерабатывающих заводов республики – Атырауском НПЗ: в нее входит себестоимость самого сырья, услуги по переработке и изготовлению бензина различных марок и солярки, включая расходы на октановые присадки и лабораторные исследования, оптовый акциз на бензин, обслуживание банковских займов и транспортные расходы. Так вот, еще в 2021-м году расходы на сырье для выработки тонны бензина на АНПЗ равнялись 76,5 тыс. тенге, стоимость работ по выработке тонны АИ-92 составляла 42,5 тыс. тенге, акцизные сборы с тонны равнялись 24,5 тыс. тенге, транспортные и прочие расходы, включая обслуживание банковских займов, "утяжеляли" стоимость каждой тонны произведенного бензина еще на 6 тыс. тенге. Оптовая цена, по которой АНПЗ отпускал свою продукцию, при этом составляла 163,5 тыс. тенге за тонну.

То есть на каждой тонне АИ-92 поставщик сырья, перерабатываемого для внутреннего рынка Казахстана, зарабатывал в 2021-м году в среднем 8,5 тыс. тенге. Много это или мало? Для сравнения далеко ходить не надо: в тот же период, по расчетам маркетинговой компании "Петромаркинг", маржа переработчиков нефти, поставляющих продукцию на розничный рынок в соседней России, составляла от 5 тыс. до 21 тыс. рублей за тонну в зависимости от глубины переработки сырья. То есть от 20 тыс. до 100 тыс. тенге в эквиваленте по курсу того периода – и это при том, что налогообложение нефтянки в России на порядок жестче, чем в Казахстане. При этом казахстанские производители и вовсе вылетели бы в трубу, если бы сырье им поставлялось по экспортным ценам нашей нефти – они в 2021-м году составляли 126 тыс. тенге в долларовом эквиваленте, на 50 тыс. дороже установленной властями для внутреннего рынка цены.

Понятное дело, что ресурсодержатели такой разницей между экспортными и внутренними ценами были недовольны – и уже в 2023-м году, по сведениям министерства энергетики республики, стоимость сырья для казахстанских НПЗ выросла в среднем до 100 тыс. тенге (разброс тогда составил от 95 тыс. до 105 тыс. тенге). Разумеется, в апреле 2023-го года выросла и оптовая цена тонны АИ-92 – до почти 200 тыс. тенге, только вот к "космическому" росту маржи оптовых поставщиков это не привело, поскольку увеличились и остальные составляющие себестоимости бензина: акцизные сборы в 2023-м составили 38,1 тыс. с тонны, стоимость работ по изготовлению продукции на НПЗ подошла к отметке 50 тыс. тенге за тонну, выросли и транспортные расходы (что вполне логично при удорожании топлива), и стоимость банковских кредитов. В итоге маржа оптовых поставщиков увеличилась в полтора раза, что звучит красиво, но на практике она по-прежнему не дотягивала даже до нижней границы заработков их российских коллег.

В текущем году среднегодовая стоимость нефти на мировых рынках за баррель составит, по ожиданиям казахстанского минфина, от 72 до 75 долларов за баррель, что соответствует оценкам международных экспертов, считающих, что среднегодовой показатель будет равняться 73 долларам за баррель. Учитывая, что один баррель составляет 0,1364 тонны нефти, для исчисления стоимости тонны "черного золота" надо цену одного барреля умножить на семь, то есть среднегодовая стоимость тонны нефти на мировом рынке будет равна 504 – 525 долларам. В пересчете на национальную валюту по нынешнему курсу это более 250 тыс. тенге – очевидно, что при таких экспортных расценках сохранять стоимость поставки нефти на внутренний рынок на уровне хотя бы 2023-го года (100 тыс. тенге за тонну) просто нереально. Потому что с точки зрения нефтедобывающих компаний такие поставки теряют всякий экономический смысл – и оптовая цена бензина должна идти вверх, пропорционально увеличению стоимости сырья.

Отметим, что в январе этого года советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов уже объяснял, чем чревата для Казахстана практика "обязаловки" по продаже сырья на внутренний рынок по ценам, ниже экспортных: резким сокращением инвестиций в развитие нефтегазового сектора. Причем не только в добывающую его структуру, но и в перерабатывающую, поскольку в Казахстане добывающие и перерабатывающие активы зачастую связаны нахождением в структуре одной крупной компании. И потери добывающего сектора неизбежно сказываются на сфере переработки – источник финансирования-то у них общий. Эксперт озвучил оценки, согласно которым закупка черного золота на внутреннем рынке примерно на 55-70% дешевле экспорта, что связано с политикой субсидирования внутренних цен на топливо за счет прибыли недропользователей. А отказаться от этой практики без либерализации розничного рынка ГСМ просто невозможно, уверен эксперт.

"Мы считаем, что реформы по отмене государственного регулирования цен на нефтепродукты необходимо дополнить самой главной мерой – отменой требования государства для недропользователей об обязательной продаже нефти на внутренний рынок по низкой цене (ниже рыночной). Это позволит сделать нефтяную отрасль Казахстана привлекательной для частных долгосрочных инвестиций. В целом, это также позволит привлечь инвестиции не в экспорт сырой нефти и газа, а в экспорт нефтегазовых продуктов высокого передела, что будет означать рост диверсификации экономики", - пишет Темирханов. Таким образом, вместо того, чтобы обсуждать якобы существующие "сверхдоходы" производителей нефтепродуктов в стране, Казахстану сейчас нужно сосредоточиться на создании условий по появлению у них доходов, позволяющих стабильно инвестировать в развитие и добычи, и переработки. В противном случае мы уже в ближайшие годы столкнемся с дефицитом и АИ-92, и автогаза, что по своим последствиям значительно хуже либерализации цен.   

Автор: Редактор