Директор Восточно-Средиземноморского форума политических и стратегических исследований (Каир) Мохамед Хамед в интервью выделил ключевые, на его взгляд, инициативы президента, которые могут послужить примером и для других стран.
– Президент Токаев поручил разработать новый план по привлечению инвестиций и даже предложил переименовать Комитет по возврату незаконных активов в Комитет по защите прав инвесторов. Насколько важен этот сигнал для иностранных инвесторов?
– Президент Токаев дал очень важный сигнал, когда предложил преобразовать Комитет по возврату незаконных активов в Комитет по защите прав инвесторов. Это означает, что Казахстан стремится не только к возвращению капиталов, но и к созданию более устойчивого, доверительного инвестиционного климата. В глазах международных инвесторов это выглядит как переход от «борьбы с последствиями» к «созданию правил игры». Это укрепляет уверенность, что вложения будут защищены, а споры решаться справедливо. Подобные шаги Казахстана выводят страну в число государств, которые готовы конкурировать за глобальный капитал.
– В своём выступлении Токаев раскритиковал чрезмерное участие государства в экономике — почти 25 тысяч организаций с госдолей. На ваш взгляд, какие сектора должны перейти к частному бизнесу, а какие остаться под контролем государства?
– Многие страны, особенно развивающиеся, всё ещё страдают от монополии государства. Но Казахстан как молодое независимое государство выстраивает новую национальную экономику. Здесь делают ставку на развитие частного сектора, а не только на госструктуры. В рейтингах Центральной Азии Казахстан занимает лидирующие позиции именно за счёт баланса между государственным и частным секторами. Логично, что часть сфер — транспорт, энергетика, телекоммуникации — должна постепенно переходить под контроль частных инвесторов, с сохранением стратегического участия государства лишь в ключевых отраслях: обороне, ядерной энергетике, критической инфраструктуре. Такой баланс позволит и сохранить национальные интересы, и привлечь международный капитал.
– Президент назвал ситуацию в ЖКХ критической и предложил привлекать иностранных менеджеров и международные практики. Какие примеры модернизации инфраструктуры в этой сфере можно взять из опыта Египта или других стран региона?
– Это правильное решение, и мы приветствуем инициативу Президента Токаева. Достаточно посмотреть на Турцию, Египет, Иорданию, Алжир — там привлечение инвестиций серьёзно изменило инфраструктуру. Страны Персидского залива — ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия — занимают лидирующие позиции в мире по рейтингам качества инфраструктуры. Уверен, что Казахстан в будущем будет опираться именно на такие модели.
– В Послании большое внимание уделено развитию «умных городов». Насколько реально такие проекты меняют жизнь людей?
– Казахстан — лидер Центральной Азии в этой сфере. Сейчас Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан начинают копировать опыт Казахстана в создании «умных городов». При этом все страны региона ориентируются на мировые примеры: Masdar City в ОАЭ, Новый Каир в Египте, NEOM в Саудовской Аравии, Lusail в Катаре.
– Президент подчеркнул важность государственно-частного партнёрства в управлении инфраструктурой. Какие модели ГЧП наиболее эффективны?
– Казахстан движется к смешанной модели экономики, где государство и частный сектор дополняют друг друга. Это сильная сторона страны. Я бы отметил модели долгосрочных концессий, применяемых, например, в Турции или Саудовской Аравии. Они позволяют частным компаниям вкладывать средства в строительство и эксплуатацию объектов, получая доход за счёт тарифа, но при этом государство сохраняет стратегический контроль. Казахстану важно адаптировать эти модели, чтобы избежать бюрократии и коррупции.
– В Казахстане обсуждается реформа госпредприятий. Какие механизмы обеспечивают прозрачную и успешную приватизацию?
– Реформа госсектора невозможна без прозрачной приватизации. Международный опыт показывает: ключевыми являются конкуренция и открытость тендеров. Важно не просто продать активы, а создать условия, чтобы новые собственники модернизировали предприятия и вносили вклад в экономику. В этом плане Казахстану стоит активнее привлекать международных консультантов, которые обеспечат доверие к процессу.
– Президент также отметил необходимость модернизации экономики через инновации и цифровые решения. Как совместить реформы традиционных отраслей с цифровизацией?
– Казахстан занимает первое место в Центральной Азии по уровню цифровизации. Но в ближайшие 10 лет предстоит серьёзная работа. Нужна координация между государством и частным сектором. Сейчас Казахстан активно импортирует технологии искусственного интеллекта из Китая, чтобы усилить экономику и войти в глобальную конкуренцию. Думаю, у страны есть все шансы на успех.
– Многие отмечают, что Послания Токаева — это не просто перечень поручений, а стратегические программы. Как вы оцениваете его роль как реформатора?
– Важно отметить, что обращения Токаева — это не просто перечень поручений. Это полноценные стратегические программы. Президент формирует новые институты, задаёт долгосрочную повестку. Он выступает архитектором новой модели государства, где соединяются национальные интересы и глобальные тенденции. В этом смысле его роль выходит за рамки обычного политического управления — он работает как стратег.
– Токаев последовательно выступает за открытость и внедрение международного опыта. Укрепляет ли эта политика позиции Казахстана как регионального лидера?
– Ориентация на открытость, внедрение международных практик, масштабные реформы в экономике и цифровизации делают Казахстан региональным лидером. Соседние страны уже начинают перенимать опыт, в частности в сфере цифровизации и умных городов. Это усиливает не только внутренние позиции Казахстана, но и его международный авторитет, превращая страну в модель для Центральной Азии.