В прошлом году ЕБРР провел в Ташкенте свое ежегодное заседание, что вызвало резкий протест международных и местных правозащитных организаций. Учитывая эту критику, ЕБРР сделал правительству Узбекистана семь предложений по проведению различных реформ, три из которых касались обеспечения прав человека. В пояснении к своему решению о сокращении кредитов Узбекистану, ЕБРР отмечает, что страна сделала недостаточно для либерализации политической и экономической сфер.
В Узбекистане, по-прежнему, не регистрируются оппозиционные партии, пытки продолжают иметь место в тюрьмах, а в сфере торговли остаются жесткие ограничения. “Когда мы говорим “незначительный прогресс”, мы именно это имеем в виду”, - заметил президент ЕБРР Жан Лемьер.
Вместе с тем, ЕБРР не собирается сворачивать свою деятельность в стране полностью. Ж. Лемьер подчеркнул, что организация будет и в будущем “предпринимать попытки способствовать реформам” в Узбекистане. В частности, банк продолжит финансирование частного сектора, а также проектов, имеющих высокую социальную значимость или направленных на экономическое сотрудничество с соседними странами.
Несмотря на то, что кредитование банком проектов в Узбекистане и так находится на низком уровне, Ж. Лемьер подчеркнул, что решение ЕБРР является “ясным сигналом о том, что так продолжать работать нельзя, что здесь имеются проблемы”.
Вместе с тем глава ЕБРР заявил, что теракты, произошедшие в Узбекистане в конце марта, не оказали влияния на решение банка. “Случившееся действительно серьезно и трагично для людей Узбекистана, но эти события не изменили нашего мнения”.
По сообщению Associated Press со ссылкой на источника, близкого к ЕБРР, Соединенные Штаты и Япония - одни из ключевых зарубежных партнеров Узбекистана - поддержали решение банка.
С 1991 года, момента создания ЕБРР, банк инвестировал в экономику Узбекистана 612 млн. евро.