Депутаты мажилиса в первом чтении одобрили законопроект, в котором вносятся изменения в законодательство о госпредприятиях

По словам председателя комитета госимущества и приватизации Максудбека Раханова, “существующая сегодня система управления госимуществом не эффективная и требует кардинального реформирования, а количество госпредприятий не соответствует реальным потребностям государства и его возможностям по управлению и контролю за их деятельностью”. Кроме того, М. Раханов считает, что сегодня “деятельность большинства госпредприятий, как правило, не эффективна, что приводит к недополучению доходов в бюджет”. Так же, по его мнению, действующее законодательство “предоставляет госпредприятиям широкий круг прав по владению и распоряжению госимуществом без согласования с собственником”.
Предложенные правительством изменения в действующее законодательство, которым регулируется деятельность госпредприятий, по мнению разработчиков, призвана устранить имеющиеся противоречия. В частности, законопроект разграничивает функции уполномоченного органа и органа госуправления. При этом на уполномоченный орган возлагаются функции принятия решений по распоряжению государственным имуществом, включая продажу и передачу в пользование госпакетов акций, по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами. Кроме того, на уполномоченный орган возлагается контроль выполнения условий договора купли-продажи и договоров о передаче в доверительное управление.
Законопроект также предусматривает, что в случае реализации госпакета акций закрытого акционерного общества, в котором государство владеет более 2/3 акций, обязательно преобразование этого ЗАО в открытое АО и выставление акций на открытую продажу. По действующему сейчас закону, в случае реализации пакета акций ЗАО обязательно первоначальное предложение этого пакета другим акционерам ЗАО. Законопроект определяет также, что в случае выставления госпакета акций на фондовый рынок, при продаже должны действовать правила биржевой торговли. Законодательно также вводится двухэтапная процедура конкурса с участием посредников, которая, по словам М. Раханова, “более приемлема для крупных, стратегических объектов”.
Кроме того, законопроект вносит изменения в норму действующего законодательства, в соответствии с которой в случае расторжения договора о приватизации предусматривался возврат средств “исполненных по сделке и возмещение ущерба”. Вносимые законопроектом изменения, по словам М. Раханова, “позволят вернуть объект в государственную собственность без выплаты стоимости объекта из государственного бюджета при расторжении договора в случае невыполнения покупателем условий договора”. Кроме того, законопроектом предусматривается запрет на участие государственных предприятий в уставных капиталах ТОО. “Была такая лазейка в действующем законодательстве, когда госпредприятия участвовали в ТОО, ТОО банкротилось и имущество пропадало”, - заявил председатель госкомимущества.
Еще одним положением законопроекта вводится “золотая акция”, которая, в отличие от действующего законодательства, может введена на любой стадии функционирования АО, а не только при его создании, как сейчас. “Золотая акция” дает ее держателю право вето на решение общего собрания акционеров. По мнению председателя госкомимущества, “золотая акция” обеспечит сохранение государственного контроля над решением общих собраний акционеров АО с участием государства. Законопроект наделяет членов советов директоров АО правом привлечения независимых экспертов, а также предусматривает предоставление членам совета директоров конфиденциальной информации.