Уже в 2010 году, если не предпринимать срочных мер, Казахстан в целом, и Алматы как самый потребляющий регион, могут столкнуться с серьезным дефицитом электрической энергии.
Он - итог невнимания к электроэнергетической отрасли все последних лет. Особенно удивительно, что такое отношение к ней перешло из кризисных 1990-х в динамичные 2000-е годы.
Рост экономики начался и продолжается уже который год, а электроэнергетика так и живет старыми "запасами" в виде оборудования и основных фондов, оставшихся еще с советских времен. Запасы тем временем "тают".
В настоящее время фонды РЭКов - региональных распределительных компаний - изношены в целом по стране на две трети. О том, какова степень износа в генерирующей сфере, специалисты спорят, но и там она очень высока, наверное, даже больше, чем в РЭКах.
По этому поводу председатель Совета директоров Казахстанской Энергетической ассоциации Канат Бозумбаев на одном мероприятии, прошедшем недавно в Алматы, произнес, выступая, загадочную для неспециалистов фразу:
- Оборудование действующих электростанций имеет значительный износ. Разрыв мощности составляет 4156 МВт, а число часов использования установленной мощности не превышает 5000 час/год при нормативе в 6500 час/год, что ограничивает возможности производства электроэнергии электростанциями до 80 млрд. кВт-ч в год.
Суть этих слов "широкой публике" становится ясен после следующей "расшифровки", озвученной им же: "в нынешнем году ожидается рост электропотребления в республике до уровня 75,9 млрд. кВтч., и очевидно, что с учетом высоких темпов роста электропотребления возможности производства ее действующими электростанциями будут исчерпаны уже в 2008 году". А еще через два года, как уже было сказано, могут начаться "серьезные проблемы".
Что же делать во избежание "энергетического светопреставления"? Обидно будет, имея шансы попасть в пятьдесят наиболее конкурентоспособных стран, "не доехать" до них из-за "разрядившихся аккумуляторов".
На этот вопрос тоже дал ответ г-н Бозумбаев: нужны инвестиции в отрасль. Ответ не очень оригинальный и вполне прогнозируемый, но каковы объемы этих инвестиций! За восемь ближайших лет, то есть, до 2015 года, они должны будут составить около 1,8 триллиона тенге! Да, триллиона, это не опечатка. Именно столько необходимо для того, чтобы провести модернизацию и реконструкцию существующих мощностей.
Распределять огромные инвестиции отечественные энергетики планируют следующим образом. Треть из них придется на город Алматы и Алматинскую область, "как одних из самых быстроразвивающихся регионов республики", - объясняют авторы плана мероприятий по развитию электроэнергетики. Необходимый объем инвестиций в секторы генерации, передачи и распределения в этот регион до 2015 года составляет порядка 578 млрд. тенге (напомним, что это, по нынешнему курсу, примерно 4,6 млрд. долларов США). Из этой суммы в сектор генерации надо вложить 525,8 млрд. тенге, что позволит реконструировать и расширить три алматинских ТЭЦ и построить три гидроэлектростанции в регионе.
Еще 40 млрд. тенге пойдет на нужды сектора распределения и 12,5 млрд. тенге - в Национальную электрическую сеть.
При этом руководство АО "KEGOC" подчеркивает, что компания уже осуществляет реализацию строительства второй высоковольтной линии 500 кВ транзита Север-Юг.
Она даст возможность потребителям Южного Казахстана, в том числе и Алматинской области, более чем в два раза увеличить доступ к относительно недорогой электроэнергии Экибастузских ГРЭС (с 3,5 млрд. кВтч/год до 7,5-8,0 млрд. кВтч/год).
Стоимость данного проекта составляет порядка 373 млн. долларов США. И финансирование этого проекта осуществляется за счет заемных средств международных и отечественных финансовых институтов, плюс собственных средств Компании.
Спору нет, когда авторитетные эксперты отрасли говорят о кризисе в ней, значит, дела действительно не важные и надо что-то предпринимать. Нельзя поставить под сомнение и необходимость инвестиций и обоснованность заявленных проектов.
Но как пройти мимо сумм инвестиций в проекты! Ведь они не просто очень большие, а гигантские. И кто бы ни стал непосредственным "кошельком" для финансирования данных проектов, наши или иностранные банки или инвестиционные компании, ясно, что в итоге платить за все будет ПОТРЕБИТЕЛЬ. То есть - граждане Казахстана.
Напрямую ли, как физические потребители электрической и тепловой энергии, или косвенно, как покупатели товаров и услуг казахстанских компаний, подорожавших из-за роста цен на энергию и для их производителей.
Какой будет в итоге экономическая и социальная цена реанимации энергетического сектора республики и, в частности, Алматы? Очевидно, во многом именно понимание невероятной сложности этой проблемы заставляет энергетиков в последнее время быть более открытыми и готовыми к диалогу с общественностью. Хотя, если уж быть откровенным, то нельзя не сказать, что никаких альтернативных вариантов в ходе этого диалога не обсуждается. Просто, "больному" как бы объясняют, что выхода у него нет - придется дать отрезать от себя столько "мяса", сколько скажут. Потому, что так надо. "Больным", естественно, назначен самый беззащитный в схеме - то есть, потребитель.
А ведь, в принципе, можно было бы пусть не вместо этих тем, а параллельно с ними, поговорить и о том, как и что сделать, чтобы ослабить напряжение этой проблемы.
Ну, например, сделать наконец-то действенной программу энергосбережения, по которой Казахстан, как считают специалисты, сильно отстал от некоторых своих соседей.
Или подумать, а нужны ли в период острого энергодефицита такие энергозатратные проекты, как ввод в строй того же метрополитена? Может, с чем-то стоит повременить?