Чего ждать населению

Последние годы безработица держится на уровне 5–6 процентов. Правительство пытается сдерживать ее рост. Критичным будет повышение безработицы – до 20 процентов, как это происходит в Греции. Казахстанское правительство проводит “Программу занятости-2020” – правда, пока не очень понятны методы ее реализации.

Деньги в кризис дороги. Особенно для тех, кто уже взял деньги и должен расплачиваться с банком. Как и в 2008 году, появится большое количество неплатежеспособных заемщиков. Все это сделает деньги еще дороже.

Главный бич при любом кризисе – галопирующая инфляция. Последние годы руководству страны удавалось сдерживать инфляцию на уровне 6–8 процентов, по крайней мере, официально. Но рост тарифов на услуги монополистов показывает, что не всегда удается справиться с аппетитами энергетиков и коммунальщиков. А самое печальное – чиновники, похоже, не понимают, как это можно сделать.

Казахстан сидит на импорте, как на игле. Это известно давно и никем не скрывается. Открыв в свое время границы, мы загубили собственное производство и сейчас зависим от поставок почти всех готовых товаров: от иголок и носков до станков и ГСМ. Поэтому любое изменение курса тенге резко отразится на цене почти всех товаров народного потребления.

Время неопределенности всегда заставляет предпринимателей сокращать расходы. А значит, и свою деловую активность, придерживая деньги, не пуская их в оборот. Такой застой денег резко снижает рост экономики.

Это следствие спада деловой активности. Каждый 1 тенге, пущенный в оборот 10 раз в году, превращается в 10 тенге в экономике страны. Но этот же тенге, лежащий в заначке, так и останется 1 тенге. А в кризис люди всегда будут стараться сохранить заработанное. Естественно, это скажется и на спросе. Другое дело, где хранить заначку? Задача государства – показать, что наши банки надежны.