Пять признаков отличия блога от любого другого сайта приводил в своей заметке пятилетней давности (artreal.exler.ru/toweek/2003/a1003.html) Вадим Артамонов, известный в Сети как ArtReal: 1) форма контента (для блогов характерны короткие заметки, серьезная аналитика здесь не в чести); 2) высокая интерактивность (записи в блогах размещаются быстро и просто – и точно так же комментируются); 3) временной фактор (блог может обновляться несколько раз в день); 4) актуальность (записи в блогах, как правило, уже через день-два теряют свою остроту) и 5) формат представления контента (в отличие от иерархически выстраиваемых сайтов блоги представляют собой непрерывную ленту новостей).
У Артамонова же можно найти ссылку на классическое определение блога, данное Дмитрием Смирновым (spectator.ru/diploma/#52): “Блог (blog) – это сокращение от “weblog”, “сетевой журнал”. По форме это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в Сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный комментарий”.
Примитив? Не все так однозначно! В любом учебнике литературы можно найти упоминание о таких сугубо “блоговых” литературных жанрах, как дневники, записные книжки, черновики, заметки в альбом и на полях, маргиналии, – то, что Михаил Михеев называет “фактографической прозой” (vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/MEN/PROZA.HTM). Вот почему если и удивляться, то не сегодняшней блогомании, а тому, что она вошла в нашу жизнь так поздно.
Еще десять лет назад в Сети существовало не более полусотни блогов, в 2005 году их число превысило 10 миллионов, а сейчас, если верить всезнающим статистикам, каждую секунду в мире регистрируется новый блог! Дошло до того, что многие верующие решили отныне напрямую общаться с Богом посредством блогов (www.10ru.ru/runet/www/item303.html)!
Причем если раньше блоги воспринимались исключительно как личные сетевые дневники, то сейчас все чаще в Сети можно встретить коллективные блоги и даже корпоративные! А рост предложений рождает спрос на тех, кто способен привлекать внимание большой массы интернет-пользователей своими постами, как на блоговском жаргоне называются публикации. И уже совсем не редкость появление на сайтах вакансий объявлений типа “Требуется блоггер!” (www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2003/10/02/149428).
Конечно, есть в охватившей мир блогомании и элемент моды, но это ли главное? Ведь, как замечательно сказал Кирилл Кобрин в своей “Похвале дневнику”: “Человек пишет дневник. Уже полтысячелетия, если не больше – кто знает? – миллионы людей, знаменитых и безвестных, ведут дневники: дата, запись, снова дата. И так до бесконечности” (magazines.russ.ru/nlo/2003/61/kobrin-pr.html).
Продолжение следует...
Александр ЛЯХОВ (Lyakhov.kz)