Азербайджан готов поставлять нефть по нефтепроводу Одесса-Броды после увеличения нефтедобычи

По его словам, количество нефти, которая будет транспортироваться через Украину, будет определено по мере увеличения нефтедобычи, и когда будут даны “ответы на все вопросы, которые будут возникать при реализации Одесса-Броды”.
Азербайджанский премьер отметил, что нефтепровод Одесса-Броды представляет для Азербайджана и нефтедобывающих компаний региона “большой интерес” в связи с перспективой увеличения добычи углеводородов на Каспии и необходимостью обеспечения их доставки на внешние рынки.
Глава правительства также сообщил, что в течение 1-2 месяцев Украина представит Азербайджану технико-экономическое обоснование нефтепровода Одесса-Броды и условия его участия в этом проекте. “Мы должны рассмотреть эти условия, чтобы определиться со своим участием в этом проекте”, - подчеркнул А. Расизаде, отметив, что Азербайджан выступает за многовариантность вывода своей нефти на мировые рынки.
А. Расизаде также не исключил возможности того, что Азербайджан может стать одним из акционеров этого трубопровода. В то же время, по его словам, “все будет зависеть от представленных условий”.
В свою очередь президент ГНКАР Натик Алиев сообщил журналистам, что азербайджанская нефть может быть транспортирована на мировые рынки посредством трубопровода Одесса-Броды на определенных условиях.
По его словам, на встрече украинская сторона предложила ГНКАР участие в управлении трубопроводом Одесса-Броды, для чего требуются определенные капиталовложения. Н. Алиев считает, что азербайджанская сторона может рассмотреть данный вопрос. В связи с этим планируется создать рабочую группу, чтобы уточнить такие вопросы, как процентная ставка, применяемая к транспортировке нефти, налоговые пошлины, вопросы экологической ответственности и др. “Эти вопросы надо серьезно рассмотреть, то есть мы должны знать, во сколько нам обойдется доставка нефти до Европы”, - сказал глава ГНКАР. По его словам, достигнута договоренность о проведении в ближайшее время деловой встречи экспертов Госнефтекомпании и компании “Укртранснафта”.
Украинская сторона также предложила Азербайджану заполнить 500 тыс. тонн нефти в нефтепровод Одесса-Броды, а оплату произвести через 2 года. По словам Н. Алиева, с этим предложением азербайджанская сторона не согласна. Глава ГНКАР заявил, что согласно нефтяной стратегии Азербайджана, основная азербайджанская нефть будет транспортироваться по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, а альтернативные нефтепроводы будут больше служить интересам политического сотрудничества с соседними странами.
Первая очередь нефтетранспортной системы “Одесса-Броды” сдана в эксплуатацию в мае 2002 года. Ее пропускная способность - 9-14,5 млн. тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. кубометров. Морской нефтяной терминал “Южный” способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Предусматривается расширение мощности нефтепровода до 40-45 млн. тонн в год с увеличением резервуарного парка до 600 тыс. кубометров.
Кабинет министров Украины 4 февраля 2004 года принял решение об использовании нефтепровода “Одесса-Броды” в прямом направлении. В рамках этого решения правительство создаст рабочую группу, которая будет решать с владельцами нефти вопросы совместного использования нефтепровода.
Уже в этом году ожидается транспортировка по данному нефтепроводу 4-5 млн. тонн каспийской нефти.