Усмонов был арестован 13 июня по подозрению в связях с запрещенной в стране исламистской организацией "Хизб ут-Тахрир". Британская вещательная корпорация утверждает, что обвинения, выдвинутые против корреспондента Центральноазиатской службы Би-би-си, совершенно необоснованны.
Встреча Усмонова с близкими родственниками состоялась во вторник, в присутствии сотрудника спецслужб. Она продлилась около получаса в комнате свиданий изолятора Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) в городе Худжанд на севере Таджикистана.
"Я едва узнала [Урунбоя], он исхудал, едва передвигал ноги. Я заметила, что ему было трудно даже пожать руку брату. Я не могу это описать", - рассказала Би-би-си жена Усмонова Малохат Абдуазимова.
Сын Усмонова сообщил Узбекской службе Би-би-си, что на лице журналиста не было видно следов насилия.
На вопрос членов семьи, пытали ли его, Урунбой Усмонов, покосившись на присутствовавшего сотрудника ГКНБ Таджикистана, ответил: "нет".
По словам членов семьи, 60-летний журналист сказал, что в первые дни после ареста его не оставляли мысли о самоубийстве.
"Единственное, что я хочу, это вернуться в свою семью, к своим детям", – передают слова Усмонова близкие родственники, видевшие его в изоляторе.
Усмонов несколько раз повторил, что не является членом запрещенной в Таджикистане партии "Хизб ут-Тахрир". Он встречался с членами "Хизб ут-Тахрир" только как журналист, поскольку его профессиональным долгом является всестороннее освещение событий.
Усмонову разрешили свидание с членами его семьи только спустя восемь дней после задержания. Адвокат журналиста Фарзинисо Вахидова смогла увидеть его лишь в понедельник, через неделю после ареста.
Правозащитники обращают внимание на то, что власти, не допускавшие адвоката к задержанному, тем не менее разрешили встретиться с ним двум журналистам. Один из них после встречи опубликовал статью, негативно характеризующую Усмонова.
В заявлении Би-би-си, распространенном в понедельник, сказано, что публикация этой статьи "представляет собой нарушение юридической практики и является серьезным нарушением презумпции невиновности".
"Мы повторяем, что обвинения против него необоснованны, и что Би-би-си видит в них серьезную угрозу профессиональной журналистике и свободе слова в Таджикистане", – подчеркивает Британская вещательная корпорация.
С требованием немедленного освобождения журналиста к официальному Душанбе обратились, помимо Би-би-си, посольства Великобритании и США, представитель по свободе слова ОБСЕ, ряд международных правозащитных организаций.