Такое предположение сделала председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова в интервью «Каравану».
«Если посмотреть на кредиты бизнесу, без населения, в расширенном формате, то получается, что порядка 35 % кредитов бизнес получает за пределами банка второго уровня. То есть через квазигосударственные организации. А если еще посмотреть на структуру кредитования бизнеса через банки второго уровня по госпрограммам, это может быть либо частичное субсидирование, либо с фондированием, то это еще 12-8 %. Итого 46-47 % кредитов бизнес получает не через банки. Мы не знаем, какой сегмент находится за пределами банковского кредитования и какое влияние это оказывает. Сначала надо понять, насколько значителен этот канал, и оценить необходимость его ограничения. Есть разные оценки. Возможно, это до двух триллионов тенге (в год – «Караван»)», - сказала Елена Бахмутова.
Например, в этом году началась программа удешевления кредитов через Фонд развития предпринимательства. Фонд дает предприятию свои 40 % от суммы кредита, еще 60 % предоставляет банк. В итоге заёмщик получает кредит уже по ставке 12,6 % при базовых 18 %.
Растет автокредитование. Но есть риск, что благодаря льготным программам этот вид покупок может перейти из сегмента регулируемого, когда кредиты выдают банки, в нерегулируемый, к лизинговым компаниям. И тогда опять будет расти влияние за пределами монетарных факторов.
Появились инструменты прямого кредитования через институты квазигосударственного сектора. Так работают дочерние компании НУХ «Байтерек», Банк развития Казахстана, Агрокредитная корпорация «Казагрофинанс», многочисленные СПК. И также работает много проектов в группе компаний «Самрук-Казына». И вся эта масса денег почти не учитывается в расширенной финансовой статистике Нацбанка.
«Такие льготные кредиты снижают эффективность трансмиссионного канала. Нацбанк это понимает, но сделать ничего не может. И получается, что он охлаждает предложение кредитов, а квазигосударственный сектор через льготное кредитование стимулирует. Этот эффект может нивелировать действия Нацбанка», - отметила глава АФК.
Еще большее непонимание у специалистов вызывает финансирование бюджетных программ за счет квазигосударственных предприятий.
«Самрук» — это вообще вещь в себе. Не понимаю, почему школы должен строить «Самрук»? Пусть заплатит дивиденды государству, а школы будут построены за счет бюджета. Никак не наоборот, - сказала она. - Финансирование бюджетных нужд за счет денег «Самрук-Казына», парафиксальные доходы, которые идут не в бюджет, тоже создают проблемы».
Согласно норме Бюджетного кодекса, принятого в конце 2024 года, не менее 70 % от суммы чистого дохода субъектов квазигосударственного сектора Казахстана должны направляться на выплату дивидендов в бюджет.
По итогам 2024 года в бюджет РК от всех предприятий квазигоссектора поступило 184,5 млрд тенге доходов.
Кривые некорректные цифры не позволяют Нацбанку нормально регулировать финансовый рынок. Но он должен хотя бы видеть ситуацию целиком. Для этого Национальный банк сегодня начал расширять список данных, которые он включает в финансовую статистику. Сейчас туда могут входить данные по кредитам квазигоссектора, лизинговых компаний, выпуск долговых обязательств областных акиматов, которые таким образом финансируют строительство социального жилья.