Киргизский сом – самая стабильная валюта Центральной Азии. При этом оснований для этого как бы не очень много, пишет Caravan.kz.
Мы же гордимся своими достижениями, но знаем, что тенге - валюта непредсказуемая.
Почему так происходит?
Так выглядит история курса сома к доллару по данным нацбанка Кыргызстана:
Видно, что последние полгода сом стабильно держится на уровне 87,5 за доллар.
Так выглядит курс тенге за этот же год по данным Казахстанской фондовой биржи:
А вот так выглядит курс казахстанского тенге к кыргызскому сому. Бросается в глаза, что тенге постоянно скачет, и, если приложить к графику карандаш, видно, как постепенно тенге дешевеет по отношению к сому: год назад за сом давали 5,65 тенге. Сегодня – уже больше 6 тенге.
Почему такая разница? При этом сам Кыргызстан много беднее Казахстана, а размеры экономик просто несопоставимы.
Прямое сравнение показывает, что мы и больше и богаче соседей раза так в три с половиной: ВВП Казахстана в 2024 году был 57,8 млрд долларов, ВВП на человека - 14 тыс. долларов, размер экономики Кыргызстана – 17,5 млрд, на душу населения – 2,5 тыс. долларов.
Но один факт мы в Казахстане как-то пропускаем: наши соседи очень быстро растут, а мы только пожинаем плоды.
Кыргызстан за последние три года стал одной из самых быстрорастущих стран мира по темпам роста ВВП на душу населения, пишет экономист, профессор университета Чонбук Южной Кореи Миркомил Холбоев.
С 2022 по 2024 год доход на душу населения в Кыргызстане почти удвоился и вырос на 85 %, достигнув 2500 долларов. Для сравнения: за этот же период в Таджикистане рост составил 49 %, в Казахстане — 42 %, в Узбекистане — 37 %.
За счет чего соседи добились такого роста?
Национальный статистический комитет Кыргызской Республики выложил у себя на сайте данные по экономике за январь-июнь 2025 года.
Сразу бросается в глаза, что основу экономики составляют четыре отрасли: услуги, промышленность, торговля, обрабатывающая промышленность. В итоге они дают 76 % экономики.
При этом рост экономики за год составил 11,7 %. Это очень много.
По отраслям: промышленность выросла почти на 10 %, добыча полезных ископаемых – на 11 %, строительство – на 42 %, деятельность гостиниц и ресторанов в 1,5 раза.
По итогам первого полугодия 2025 года вся добыча полезных ископаемых – нефти, газа, угля, металлов, золота – составила 30,8 млрд сомов (355 млн долларов). А вот весь объем промышленного производства - 313,7 млрд сомов (3,6 млрд долларов). В 10 раз больше. То есть добыча полезных ископаемых в принципе невелика. Всего 2 % от всей экономики. Потому и как бы большой рост в процентах: эффект низкой базы.
Поэтому и основа промышленности Кыргызстана – металлургия легкая, пищевая и энергетика – растут не так показательно быстро. Тем не менее металлургия, в основном цветная, дала 42 % от промышленного производства, вся «пищевка» - 15 %, энергетика – 10 %, легкая промышленность – почти 4 %.
Иначе говоря, рост экономики Кыргызстана сегодня базируется не на продаже сырья. Этот этап страна уже прошла. Ничего у них не получалось. Поэтому они были вынуждены строить на том, что у них есть: свое сырье перерабатывать на месте.
По данным Исполкома СНГ Кыргызстан стал лидером в СНГ по росту экономики. ВВП этой страны в январе-мае 2025 года составил 12,3 %. Цифры отличаются от данных Госкомстата КР, но не сильно.
В других странах также отмечен рост ВВП: Азербайджан - на 1,5 %, Армения - 5,2 %, Беларусь - 2,5 %, Казахстан - 5,6 %, Россия - 1,4 %, Таджикистан - 8,2 %, Туркменистан - 6,3 %, Узбекистан - 6,8 %.
Что в Казахстане дает 76 % экономики? Наша основа - добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность и торговля. Это примерно 43 %. Затем к ним надо добавить другие отрасли: строительство, логистика, финансы, образование, операции с недвижимым имуществом, профессиональная, научная и техническая деятельность.
Казалось бы, чисто структурно экономика Казахстана выстроена разумнее и эффективнее. На самом деле мы все знаем, что львиную долю нашего благосостояния обеспечивает добыча нефти и газа. Все остальное – торговля, налоги, промышленность – или обслуживает нефтянку, или работает на деньгах, полученных от продажи нефти.
В нашей стране выстроена сырьевая модель экономики, которая зависит от цен на нефть. Поэтому главные для нас новости - это всегда цена нефти на бирже: растут цены – тенге прочно стоит, цены падают – тенге сползает вниз.
За январь–июнь 2025 года в Казахстане добыто 49,9 млн тонн нефти, сообщил министр энергетики Ерлан Аккенженов. При фактической средней цене в 70 долларов за баррель это 25 млрд долларов.
5 июня Нацбанк РК понизил среднюю цену на нефть на 2025 год до 65 долларов за баррель.
«С учетом текущих условий в базовом сценарии прогноза в 2025 году заложена средняя цена нефти марки Brent на уровне 65 долларов за баррель против 73 долларов в предыдущем раунде», - сообщил на брифинге председатель Нацбанка Тимур Сулейменов.
В переводе на простой язык это значит, что периоду геополитических разборок, в которых участвуют все наши главные торговые партнеры - Россия, Китай, Европа и США, пока не видно конца. Из-за этого нестабилен и курс тенге.