Caravan.kz рассказывает, в чем дело.
Немаленькая причина – в торговых пошлинах на китайские товары, введенных американским правительством. Поток заказов из США резко сократился, но необходимость сбыть эти товары осталась. Эксперты считают, что теперь Пекин пытается продать излишки кому удастся, от Индонезии до Бразилии.
Проблема в том, что поток дешевых товаров сложно назвать полезным для предпринимателей из этих стран. Дешевый китайский импорт давит на производства на местах, лишая людей работы и блокируя усилия по развитию внутренней промышленности.
При этом многие развивающиеся страны рассчитывают на расширение именно этой сферы как на лучший способ ускорить свой рост и потому готовы защищать свой бизнес на высшем уровне.
Например, Шейх Хасина во время пребывания на посту премьер-министра Бангладеш прямо заявила в ходе официального визита в Пекин, что хочет создать «более равноправные торговые отношения» с Китаем. Со схожими призывами во время своего визита выступил и президент ЮАР.
Тем более, есть крайне неприятный прецедент с теми же США, когда «китайский шок» сильно ослабил американскую промышленность четверть века назад. По оценкам экономистов, в период с 1999 по 2011 год США потеряли более двух миллионов рабочих мест, так как производители мебели, игрушек и одежды не выдержали конкуренции со стороны китайского импорта. Теперь ситуация может неоднократно повториться по всему миру.
В одном только Таиланде, по данным исследовательской компании KKP Research, входящей в состав тайского банка Kiatnakin Phatra Financial Group, с начала 2023 года по первый квартал 2024 года закрылось более 1700 фабрик. Открытие новых производств помогает компенсировать эти закрытия, заявил банк, но «будущие вызовы, вероятно, станут более сложными». Рост китайского импорта стал одним из факторов, повлиявших на массовые закрытия.
Другой пример – шесть керамических заводов закрылись в Индонезии, не выдержав конкуренцию с недорогой посудой из Китая.
По данным Global Trade Alert, некоммерческой организации из Швейцарии, которая поддерживает открытую торговлю, развивающиеся страны с начала 2022 года в целях противодействия ввели почти 250 мер торговой защиты, затрагивающих китайский импорт, включая тарифы, антидемпинговые расследования и проверки на предмет субсидирования.
Более 120 этих мер приходится на долю Бразилии. Речь идет о росте пошлин на импортные автозапчасти, телекоммуникационное оборудование и сталь. Впрочем, затронуты товары не только из Китая, но и из других стран.
Индонезия запретила Temu в целом. Власти объяснили решение.
«Если иностранные товары поступят на рынок по ценам значительно ниже, чем у продукции наших малых предприятий, потребители выберут более дешевые варианты. Нашим малым предприятиям будет сложно конкурировать», – заявил один из индонезийских высших чиновников.
Отметим, что тарифы в 200 % на текстиль, керамику и другие товары, которые Индонезия традиционно производит сама, страна так и не ввела. О такой возможности упомянул министр в июле 2024 года. Возможно, на ситуацию могло повлиять сделанное через несколько дней заявление МИД Китая о том, что Пекин «примет необходимые меры для защиты законных прав и интересов китайских компаний».
Таким образом, ситуация остается сложной для всех участников. Однако факт остается фактом – потоки товаров с китайских маркетплейсов приводят к закрытию многих небольших предприятий.
В Казахстане такая проблема тоже есть – отечественный мелкий и средний бизнес также не выдерживает конкуренции с прямыми закупками в Китае, которые продолжают набирать популярность у населения. Отсутствие пошлин на небольшие личные посылки усугубляет ситуацию.
Но дело не только в этом. Temu подозревают в недостаточном внимании к качеству и безопасности товаров. О проблеме свидетельствуют результаты проверки, устроенной Еврокомиссией.
«Наши доказательства показывают: пользователи Temu с большой вероятностью найдут на платформе продукцию, не отвечающую требованиям безопасности», – отмечается в заявлении ведомства.
В числе прочего речь идет о небезопасных детских игрушках и мелкой электронике.
Таким образом, властям Казахстана также стоит уделить внимание ситуации на рынке импорта, ведь речь идет о десятках рабочих мест и даже здоровье граждан.