Почему казахстанцы могут замерзнуть этой зимой

Корреспондент медиапортала Caravan.kz рассказывает детали.

Главное число представители Министерства энергетики назвали на прошлой неделе в ходе совещания Комитета государственного энергетического надзора и контроля.

«На сегодня потребность населения и коммунально-бытового сектора на отопительный сезон составляет 7,4 млн тонн угля. Заготовка по регионам составляет 4,8 млн тонн, или 65 %», — говорится в сообщении.

Смысл у заявления очень простой: треть желающих купить уголь не сможет это сделать, потому что его просто не будет у поставщиков.

Каждый третий дом, отапливаемый углем, останется без тепла. Это дети, старики, нездоровые люди, вынужденные мерзнуть. Это экономические потери, вызванные тем, что работники будут заболевать от холода и пропускать работу.

«Все хорошо, прекрасная маркиза»

Подготовка к отопительному сезону обычно начинается заранее. Или, по крайней мере, должна начинаться заранее. Но для кого-то она как будто стала сюрпризом.

В июле текущего года в Астане состоялось первое стратегическое совещание под эгидой Минэнерго, посвященное вопросам заготовки угля. Министр Ерлан Аккенженов встретился с представителями ключевых угледобывающих предприятий, уполномоченных госорганов и отраслевых ассоциаций.

Выяснилось, что объекты, которые находятся в ведении министерства, должны поставщикам угля гигантские суммы.  Задолженность только перед ТОО «Богатырь Комир» составляет около 3 млрд тенге. Долги обещали погасить, в том числе в принудительном порядке, соответствующим предприятиям были розданы поручения по неукоснительному выполнению планов по добыче, приоритетной отгрузке угля для нужд населения и электростанций, еженедельному мониторингу накопления угля в регионах, оперативному решению любых логистических проблем для исключения срывов поставок.

На том же совещании, к слову, упомянули, что «Казахстан, обладая запасами в 33,6 млрд тонн угля, не должен сталкиваться с проблемами в обеспечении внутреннего рынка». Однако проблемы эти возникают каждый год.

При этом в сентябре председатель Комитета государственного энергетического надзора и контроля Ержан Ертаев заявил, что все в порядке.

«На топливных складах энергоисточников накоплено 5 млн тонн угля, что на 4 % больше уровня прошлого года, и 129,1 тыс. тонн мазута, что на 32 % больше уровня прошлого года. На всех энергоисточниках имеется нормативный запас топлива», — сказал Ертаев на брифинге в СЦК.

В начале октября аким Карагандинской области сообщил, что добыча угля в регионе выросла на 15 %.

Но в итоге нехватка угля все равно составляет 35 %. Разговоры не помогли.

Другой важный аспект топливной ситуации – это постоянный рост цен.

Мажилисмен Сергей Пономарев еще в 2024 году отметил, что на выходе в Шубаркульском карьере цена угля составляет 8,5 тысячи тенге за тонну, но, пройдя через многочисленных посредников, его стоимость порой вырастает примерно в три раза, то есть до 25 тысяч тенге за тонну.

Цифры подтвердил заместитель председателя Комитета промышленности МПС РК Турар Жолмагамбетов.

«Я бы хотел остановиться на ценах, которые сегодня в самом разрезе. Сегодня коридор от ключевых поставщиков составляет от 7,1 до 9 тысяч тенге. В частности, по ключевым поставщикам: "Шубарколь Комир" - 8 тысяч тенге (по сравнению с прошлым годом есть рост на 900 тенге), "Каражыра" - 8,7 тысяч тенге (рост идет на 200 тенге), "Майкубен-Вест" - 7 тысяч 750 тенге (имеется рост на 650 тенге), "Шубарколь премиум" - 9 тысяч тенге (стоимость без изменения)», - сказал он, добавив, что конечный покупатель получает продукт по цене от 8 до 26 тысяч тенге в зависимости от региона.

Добавим, что в отношении АО «Қаражыра», которое добывает и продает энергетический уголь в ВКО, ведется антимонопольное расследование. Основанием для начала расследования послужили признаки установления и поддержания монопольно высоких цен на рынке оптовой реализации угля для коммунально-бытовых нужд, сообщает пресс-служба Агентства по защите и развитию конкуренции.

Кроме того, на покупателей косвенно ложится и оплата штрафов, которые угольные компании платят десятками миллиардов.

Что происходит сейчас

В этом году тенденция на подорожание продолжилась.

«По сравнению с прошлым годом цена на уголь выросла. Экибастузский уголь — на 5,6 %, «Шубарколь» — на 15,6 %, «Каражыра» — на 13,5 %, «Майкобе» — на 12,7 %. На стоимость также влияет расположение угольных тупиков», — сообщил Куандык Шакубаев, заместитель руководителя Управления сельского хозяйства акимата СКО.

В этом году средние цены на уголь в Астане в конце августа для тех, кто готов приехать в тупик и самостоятельно забрать топливо, составили:
Шубаркуль – 18 000 тенге за тонну;
Каражыра – 18 500 тенге за тонну;
Майкуба – 15 500 тенге за тонну.

В 2023 цены, по сообщению столичного акимата, были такими:
Шубаркуль – 15 100 тг за тонну;
Каражыра – 15 500 тг за тонну;
Майкуба – 13 500 тг за тонну.

На сайтах с объявлениями цены или совпадают (в таких случаях обычно требуется доставка за дополнительную плату), или еще выше. Но большинство продавцов предлагают отдельно уточнять цены – скорее всего, они будут зависеть от объема поставки.

Аналогичные изменения можно увидеть и в других регионах.

Добавим, что льготы и специальные условия приобретения угля для социально уязвимых категорий граждан в большинстве регионов не предусмотрены.

С другой стороны, казахстанцы, готовые в любой момент излить свое недовольство в соцсетях, петициях и e-Otinish, по поводу угля пока молчат, так что, видимо, на местах всем хватает. По крайней мере, пока.