Нефть за еду и бусы: какой экспорт может спасти экономику Казахстана

Размер товарооборота РК за январь-август 2025 года упал: по сравнению с тем же периодом прошлого года мы стали закупать товаров на 2,1 % меньше - 90,2 млрд долларов. Основная причина сокращения товарооборота - сокращение экспорта на 5,7 %. Импорт вырос на 2,8 %, говорится в отчете аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана. В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

По импорту основное падение пришлось на минеральные продукты (минус 3,4 млрд долларов) и транспортные средства (минус 640 млн долларов). Это отражает падение мировых цен на сырьё и ослабление внешнего спроса на промышленную продукцию.

Общее снижение частично компенсировалось ростом доходов от поставок продуктов животного и растительного происхождения (плюс 1,2 млрд долларов) за счет повышения мировых цен на продовольствие (плюс1,4 п.п. ИПЦ ФАО) и экспортных объёмов (плюс 40 %).

Главными торговыми партнерами РК в этом году стали:

В сумме торговля с этими странами составила 63 % товарооборота.

При этом у первых двух стран мы больше закупаем (торговый дефицит – 8,8 млрд долларов). И остальным трем странам мы больше продаем (профицит 14,8 млрд долларов).

Доля несырьевого экспорта за январь-июль снизилась с 33,5 % до 30,8 %. Это может отражать не только ослабление внешнего спроса, но и внутренние структурные ограничения — низкую степень локализации, технологическую зависимость от импорта и усиливающуюся конкуренцию со стороны третьих стран.

Импорт смещается в сторону продукции машиностроения и товаров агропрома — транспортных средств (плюс 592,9 млн долларов), химической промышленности (рост на 428,7 млн долларов), продуктов животного и растительного происхождения (плюс 208,4 млн). Это может быть связано с ростом внутреннего потребления и ограничением предложения внутреннего несырьевого производства.

В числе импортируемых отдельных товаров значительный рост в цене продемонстрировали мебель для дома (плюс 874,6 тыс. тенге, до 3,7 млн тенге за тонну), шоколад и продукты с какао (плюс 742,3 тыс. тенге, до 2,6 млн тенге за тонну), морозильное оборудование (плюс 323 тыс. тенге, до 2,7 млн тенге за тонну), а также молоко и сливки (плюс 252 тыс. тенге, до 1 млн тенге за тонну). Удорожание импорта отражает не только внешние цены, но и валютные колебания.

Ускорение инфляции в Казахстане (до 12,2 % за 8 месяцев 2025 года) контрастирует с замедлением инфляции у ключевых торговых партнёров — ЕС (до 2,0 %), РФ (8,1 %) и дефляцией в КНР (-0,4 %). Это отражает структурные различия в источниках инфляции. В Казахстане это реформы ЖКХ, отпуск цен на ГСМ, фискальные стимулы, курсовые колебания, импортозависимость, рост издержек логистики и услуг.

Важным фактором остается укрепление рубля к тенге (на 36 %). Это влияет и на импорт, и на экспорт, и на внутренние цены через механизм конкуренции.

Таким образом, внешняя торговля в текущем году формирует отрицательный вклад в совокупный ВВП. Этот дисбаланс, наряду со снижением доли несырьевого экспорта, оказывает прямое давление на торговый баланс, устойчивость счета текущих операций и курсовые ожидания.

Иначе говоря, экономика Казахстана продолжает болеть «голландской болезнью» - зависимостью экономики от легких денег, поступающих в страну от продажи полезных ископаемых. Они мешают правительству четко видеть, что происходит в экономике и развивать внутреннее производство.

При этом в стране производится все больше денег, которые выплескиваются на рынок. Но эта волна настолько большая, что внутреннее производство не успевает производить товары, которые могли бы утилизировать эти деньги. И тут проблема двойственная: или промышленность у нас неразвитая, или правительство своими действиями не помогает этой промышленности развиться.

В итоге эта тенговая денежная масса приходит на валютную биржу, превращается в валюту, на которую бизнес импортирует нужные товары. И чем больше денег приходит на биржу, тем больше валюта дорожает, а тенге дешевеет. Именно поэтому Нацбанк так резко поднял ставку, сделав деньги в тенге дорогими. Теперь дело за правительством: оно должно принять меры по развитию внутреннего производства и сокращению импорта товаров.

По итогам 2025 года импорт ожидается на уровне 64,3 млрд долларов, экспорт — 75,5 млрд долларов. Это приведёт к сокращению положительного сальдо внешней торговли и ослаблению вклада экспортного сектора в рост ВВП.