Такое предположение высказал исполнительный директор ассоциации KazEnergy Дамир НАРЫМБАЕВ, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
- Естественно, это (приостановка роста тарифов – Caravan.kz) может отразиться на отрасли. Впереди много вопросов по направлению экологии. Будут корректировки. Та тарифная политика будет немного зажимать станции, - сказал Д. Нарымбаев во время своего выступления на конференции Power-2025 в Алматы. - Надо открыто говорить, показывать проблемы у компаний, у генерации. Именно те требования, которые ложатся на данные компании - прохождение осенне-зимнего периода, вовремя провести ремонты, закупаться - на все это нужны средства. В этом плане вопросы есть. У генерирующей компании единственный способ получить средства – это тариф. Если тариф замораживать, то мы видим в дальнейшем некие проблемы.
Сейчас нужно четкое понимание в виде какой-то стратегии, чтобы энергетикам было понятно, куда двигаться. И, соответственно, для всех участников рынка - понятные и четкие правила игры. В отрасли остаются системные барьеры – тарифные риски, сетевые ограничения и нехватка инвестиций.
- Что мешает привлечению инвестиций в отрасль? Вопрос связан непосредственно с тарифами и четкими горизонтами возврата тарифов. Мы видим горизонт короткий, до 7 лет. Инвесторы хотят видеть более длительные сроки. Если мы хотим завлекать инвесторов, то мы должны работать именно в этом направлении, - подчеркнул глава KazEnergy.
- Заморозка тарифов - это не только политическое решение, но и экономический вызов для отрасли, которая сегодня делает первые реальные шаги по программе «Тариф в обмен на инвестиции». Для энергетиков тариф - это не просто цена, а источник модернизации, ремонтов и новых технологий, - сказал в интервью Caravan.kz управляющий директор НПП РК «Атамекен» Жакып ХАЙРУШЕВ. - Поэтому, когда государство временно фиксирует уровень тарифов, предприятия вынуждены корректировать свои планы, так кто-то перенесет часть мероприятий на более поздний срок, кто-то перераспределит ресурсы, кто-то будет искать поддержку через национальные проекты или льготное финансирование.
Наибольший риск сейчас в том, чтобы отрасль не впала в стагнацию, не остановила проектную работу. Чтобы этого не произошло, важно использовать паузу для усиления приборизации, энергоэффективности и цифровизации. Эти направления позволяют снизить издержки без повышения тарифа.
Если параллельно государство обеспечит компенсирующие меры поддержки, то энергетика выйдет из этого периода более устойчивой и технологичной, сохранив доверие инвесторов и потребителей, сказал эксперт.
Сегодняшний тариф никак не покрывает затраты генерирующих компаний на производство электроэнергии. Такое мнение высказал другой спикер конференции, председатель ОЮЛ «Казахстанская ассоциация энергоремонтных, проектных, инжиниринговых компаний и производителей энергетического оборудования» Сергей АГАФОНОВ.
- Я считаю - 100 тенге в ближайшие 3-4 года. Сегодня реальный рыночный тариф 75-80 тенге, —сказал С. Агафонов. - У меня очень простой посыл. У нас тариф на электроэнергию сильно отстаёт от ее ценности. В том числе это и внимание к проблеме. Вот смотрите, у нас начинается отопительный сезон, и мы постоянно сидим в студиях, в редакциях СМИ. Это серьезный маркер ценности. А все, что настолько ценно, не может стоить дешево. И мое мнение: половина немецкого тарифа - это наш объективный тариф. Немецкий тариф – 200 тенге за 1 кВт/час. 100 тенге – это тариф, после которого начнется энергосбережение и повышение энергоэффективности.
Сегодня тариф для физлиц в Алматы составляет 32,37 тенге за кВт\час.