Корреспондент медиапортала Caravan.kz предлагает изучить некоторые такие случаи.
Мебель в кабинет руководителя
Одна из любимых у казахстанских чиновников категорий для трат госбюджета – это красивая дорогая мебель в кабинеты. Даже начальники низшего звена стараются выбрать гарнитур побогаче. Данный случай не исключение: отдел культуры, развития языков, физической культуры и спорта города Караганды заказал один комплект мебели в кабинет руководителя, Берика Досымбекова, за 3 582 142,86 тенге.
Судя по спецификации, гарнитур действительно удобный и красивый, с кожаным бюваром на столе и полкой для головных уборов в гардеробном шкафу. Прописан даже материал дверных ручек – мелочей в таких делах и впрямь не бывает. Можно спокойно встречать высоких гостей, например, из УЕФА. Жаль, что у них пока нет повода опробовать эти кресла, ведь ФК «Шахтер», который находится в ведении управления, в еврокубках в последний раз участвовал в 2012 году, то есть 14 лет назад.
Автомобили
Ездить на общественном транспорте согласны далеко не все госслужащие, поэтому они покупают на бюджетные средства служебные автомобили. Мировой опыт при этом показывает, что представители властей, которые ездят вместе со всеми на автобусах, троллейбусах и т.д., обычно пользуются большим доверием и симпатией. К тому же это заметно экономит бюджет, что важно, особенно в свете поручения президента, который прямо сказал, что чиновникам стоит затянуть пояса. Однако вернемся к госзакупкам.
Пример первый. ТОО «Теплотранзит Караганда» за 12,5 млн тенге приобрело «Автомобиль легковой, класс минивэн, пассажирский 6+1 мест».
Судя по требованиям в спецификации, это минивэн так называемого бизнес-класса. Под описание подходят несколько моделей, но какая именно оказалась правильной, пока неизвестно, так как договор был расторгнут в одностороннем порядке.
Пример второй. Футбольный клуб «Шахтер», упомянутый выше, оказывается, остро нуждается в новеньком седане за 19 млн тенге.
Судя по описанию, кому-то из функционеров (а на такой легковушке команду не увезешь, так что она не для спортсменов) достанется Toyota Camry одной из последних моделей, Kia K5 или Hyundai Sonata – эти автомобили лучше всего подходят под описание из спецификации.
Пример третий. ТОО «Қарағанды Су» также готово приобрести легковой автомобиль, но уже за 21 990 000 тенге. Почти 22 миллиона.
В описании лота написано: «Автомобиль легковой класса D, автоматическая трансмиссия объема до 2500 куб. см». Работники водной сферы оказались требовательней всех остальных. Там, где другие согласны на машины 2025 года выпуска, представители «Қарағанды Су» на компромисс не готовы, поэтому в спецификации указано «Год выпуска не ранее 2026 года». Подробное описание, данное в документе, идеально подходит Kia Sorento. Хороший вкус, что еще тут скажешь.
Животные в зоопарк
Карагандинский зоопарк опубликовал объявления о покупке трех грифов и трех леопардов. В каждом случае речь идет о двух самках и самце. В описании лота на птиц также упоминаются венценосные журавли, однако в спецификации дано описание именно грифа.
Судя по документам, в обоих случаях нужны молодые здоровые особи со всеми документами.
Из бюджета на грифов выделены 3 960 000 тенге, на леопардов - 18 345 900 тенге.
В этом случае сумма вопросов не вызывает, в отличие от самого тендера. Леопардов в Казахстане крайне мало, тот же алматинский зоопарк недавно приобрел молодую самочку в Екатеринбурге. Откуда карагандинские чиновники надеялись получить редких животных? Иностранцы в отечественных госзакупках напрямую не участвуют, подобные приобретения, как правило, идут через прямые сделки между учреждениями.
Впрочем, у тендера есть победитель. И это индивидуальный предприниматель из Кокшетау, код сектора экономики у которого указан как «Домашние хозяйства». Этот предприниматель занимается госзакупками не первый год, например, он поставлял планшеты для филиала НАО по Жамбылской области. Но купить планшеты намного легче, чем редкого хищника, который внесен в различные списки уязвимых видов по всему миру.
Статус контракта тоже вызывает интерес. В спецификации указано, что «срок поставки животных 1 (один) месяц с момента подписания Договора». Оба контракта были подписаны 22 декабря 2025 года, то есть поставка должна была быть произведена до 22 января 2026 года. Уже февраль. При этом договор по грифам, согласно порталу госзакупок, «частично исполнен», но деньги за него переведены полностью. Договор по леопардам тоже «исполнен частично», но по нему деньги не переведены. Поступили ли грифы и леопарды в учреждение?
На странице зоопарка в Instagram новостей о пополнении коллекции тоже нет. Ноль упоминаний черных грифов, венценосных журавлей или леопардов в последнее время.
Услуги подрядчиков
Многопрофильная детская больница города Караганды пыталась закупить услуги скорой помощи за миллион тенге.
В технической спецификации указаны следующие работы:
«Оказание медицинских услуг специализированным автотранспортом: медицинское обслуживание массовых мероприятий, транспортировка пациентов, нуждающихся в носилочном транспорте врачебной и фельдшерской бригадой, доставка крови, кровезаменителей, доставка специалистов для диагностических мероприятий, перевозка умерших лиц из больниц и приемных отделений до места требования».
Но куда делась скорая помощь Караганды? Где персонал станций? Неужели дефицит кадров и оборудования настолько острый? Возникает и другой вопрос – миллион тенге на подобные услуги в городе с населением в полмиллиона человек как будто толком не решит вопрос и нужды не закроет.
Отдел предпринимательства и сельского хозяйства города Караганды тоже смог удивить. Чиновники этого отдела попытались потратить 3 793 103 тенге – почти 4 миллиона на проведение мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары.
Если вкратце, сотрудники подрядчика должны были ходить по выбранным рынкам-магазинам, проводить контрольные закупки для получения фискальных чеков и фотографировать ценники, а потом сдавать получившийся отчет. Одна закупка уже не состоялась, сейчас на портале размещена повторная.
В списке оказалась 21 торговая точка.
Отчеты планировались ежедневные и ежемесячные, а также один годовой. Интересно, кто проводил подобные обходы ранее и как чиновники справляются сейчас, ведь эта закупка не удалась, а по новому объявлению только принимаются заявки.