Но будут ли они на самом деле правдивыми? Разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Миллионы тонн молока испарились. А субсидии?
Судя по всему, сельскохозяйственная перепись может перерасти в своеобразное «обнуление» всей прежней агростатистики. Причём тихое, без извинений и без виноватых.
Напомним, что в июне 2024 года министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров заявил, что статистика сельхозпроизводства в Казахстане искажалась много лет, это привело к наличию приписок. В пример он привел факт, что, согласно статданным, в стране ежегодно производится около 6,5 млн тонн молока, однако на переработку направляется всего 2,1 млн тонн. То есть непонятно, куда деваются остальные 4 тонны.
По факту министр честно признал, что статистику не просто приукрашивали, а меняли по-крупному. В отчетах из года в год росло поголовье скота, увеличивалась урожайность, крепла аграрная мощь страны. А теперь выяснилось, что все эти надои и привесы - фантомы. Их просто… не существует. Айдарбек Сапаров сообщил, что в рамках актуализации данных планируется списать 2 млн голов скота и 3 млн тонн молока.
Стоп. А как же субсидии, которые всё это время исправно раздавали регионам? Ведь объёмы господдержки напрямую зависят от статистических отчётов. Если в области по бумагам засеяли больше гектаров или надоили больше молока, то под это давали больше денег из бюджета.
И вот теперь, когда выясняется, что данные могли быть завышены, не пора ли пересчитать не только коров, но и деньги?
Кстати, в ответе на запрос Минсельхоз признал, что наведение порядка в статистике необходимо как раз для того, чтобы избежать нарушений при выдаче субсидий. В письме министерство даже ссылается на пункт 18 Общенационального плана мероприятий по Посланию президента от 2 сентября 2024 года, в рамках которого и проводится вся эта кампания по очистке данных.
Но дальше идёт неожиданная развязка. В том же ответе чиновники успокаивают, мол, повода для беспокойства нет. Все вычеркнутые из статистики животные, дескать, принадлежали личным подсобным хозяйствам — обычным людям в сёлах, которые держат скот для себя и никакой господдержки не получают. А значит, и на распределение бюджетных средств эти приписки якобы никак не повлияли.
«Поголовье сельскохозяйственных животных, которое исключили, относилось в основном к личным подсобным хозяйствам, которые не являются получателями субсидий», - указано в письме.
То есть, с одной стороны, говорят, что порядок в цифрах нужен ради честного расходования бюджета. А с другой уверяют, что приписки ни на что не повлияли. Как это возможно? Вопрос остаётся открытым.
Дальше еще интересней. В ответе на запрос представители Минсельхоза пояснили, что вся сельхозстатистика — это не точный учёт каждой коровы, а результат расчётов на основе выборок. По крестьянским хозяйствам они охватывают 30 %, по ЛПХ — всего 2,5 %. То есть по факту опрос проводился у небольшой части фермеров, а дальше делалось математическое обобщение на всех остальных.
То есть чиновники уверяют, что никакого злого умысла здесь нет, только систематическая ошибка. Но почему эта ошибка всегда была в сторону завышения? Почему ни разу система не ошиблась в обратную сторону, не урезала цифры?
Очень похоже, что проблема не только в формулах. А в тех, кто эти формулы интерпретирует.
Кому выгодны лишние коровы?
Давайте разберемся, кому же выгодно? Точно не простым сельчанам. Эти люди, наоборот, опасаются, что государство увидит всех их коров. Потому что, если вдруг выяснится, что буренок слишком много, их могут заставить регистрироваться как ИП или крестьянское хозяйство. А это уже отчёты, налоги, проверки. Кому такое надо?
Бюро статистики, конечно, клянётся, что все данные анонимны. Но где гарантия, что владелец подворья случайно не подписал согласие на передачу данных третьим лицам? Большинство владельцев ЛПХ не перечитывают документы с юристами. Поставил галочку внизу анкеты, и всё, ты уже официально передал свои данные. Причём непонятно, кому и зачем. Как говорится, по неосторожности.
Завышенные цифры выгодны крупным хозяйствам, которые получают господдержку через программы субсидирования. Но деньги им приходят через акиматы, госструктуры, банки. Всё на виду. И если там находят лишних коров, значит, где-то и чиновники приложили руку.
Потому что для чиновника — это вообще не риск. Ему не нужно платить налоги, он не боится проверок, его задача — отчитаться о росте, успехах, развитии и достижении планов. Даже если в реальности в его районе половина техники стоит без солярки, а посевная провалилась из-за непогоды, на бумаге все должно быть красиво. Потому что плохая статистика — это не объективная реальность, а неисполнение. А за это может быть выговор, лишение премии, а иногда и увольнение.
Ну и да, еще есть различные схемы отмывания бюджетных средств. Например, в 2021 году Антикоррупционное агентство Казахстана раскрыло масштабные хищения субсидий. Деньги уходили через подставные ИП на фиктивных коров, на оборудование, которое стоило в три раза дешевле, чем по документам. По данным международной организации OCCRP, ведущей журналистские расследования, общий ущерб составил 2,6 миллиарда тенге. То есть рисовали не просто цифры, а миллиарды.
Так что приукрашивание отчётов, по всей видимости, не случайность и не технический сбой, это устоявшаяся практика. Только об этом публично говорить не принято.
Цифровая честность за 3,7 миллиарда
И расплачиваться за эту «красоту» придется всем казахстанцам. На проведение Национальной сельскохозяйственной переписи 2025 года из республиканского бюджета планируется выделить 3,7 млрд тенге. А бюджет - это, как известно, общие народные деньги.
Бюро национальной статистики старается заранее подстелить соломку. Мол, на этот раз всё будет честно. Цифровизация, искусственный интеллект, онлайн-сбор данных. Везде будут проверки, сверки, сверки к проверкам. И, конечно, помощник на базе ИИ, который будет консультировать респондентов. А ещё круглосуточный колл-центр, агитматериалы, баннеры, флаеры и билборды.
Бюро обещает, что в электронные формы будут встроены арифметические и логические ловушки, которые сразу определят нестыковки. Ну, например, если ты пишешь, что у тебя сто голов скота, но площадь пастбища один гектар, то такой отчет не примут. Кроме того, данные будут автоматически сверять с базами по скоту, субсидиям, сельхозтехники. Словом, врать станет технически сложнее.
Результаты обещают выложить в открытый доступ: по регионам, категориям хозяйств, по видам техники и количеству бурёнок. Мол, все, от акимов до научных институтов, смогут пользоваться свежими данными для решений и прогнозов. В случае, если вдруг новые цифры не совпадут с данными из других государственных баз (реестров по субсидиям, учёта сельхозтехники, кадастра земель или системы идентификации животных), пообещали даже пересмотреть все эти отчеты. Прямо как в Канаде, где после переписи пересчитали пашню. Или как в России, где по итогам переписи пересмотрели поголовье скота.
Где цифра, там и подгон
Звучит многообещающе. Только один вопрос, а кто будет эти цифровые анкеты заполнять? Ведь вся эта красивая цифровая экосистема работает только при одном условии — человек должен ввести туда реальные, правдивые цифры. А если боится? А если не верит в анонимность? А если просто ставит галочки не глядя?
Или взять, к примеру, чиновника у которого рыльце в пушку. Если ему нужно спасти свою карьеру, то он и данные поправит, и подправленное проверит, и отчёт красиво сдаст. И никакая ИИ-программа его не остановит, потому что подтасовывать можно ещё до того, как данные попадут в систему.
Ведь, как показывает практика, за приписки ещё никто не сел. Генпрокуратура, отвечая на наш запрос, не смогла назвать ни одного дела, где бы чиновника наказали за фальсификацию данных в переписи или сельхозотчётности. Почему? Потому что не выделяют такие случаи в отдельную категорию. Нет категории — нет проблемы.
Так что не исключено, что и на этот раз перепишут не то, что есть, а то, что нужно. И мы снова узнаем, что у нас всё хорошо: поля засеяны, урожай в норме, коров хватает. А потом пойдём в магазин и купим масло из России или молоко из Беларуси. Потому что у нас всё посчитали. Но не досчитались.