Агентство по защите и развитию конкуренции занялось серьезными проверками в среде авиаперевозок, передает Caravan.kz.
Сколько стоит авиатопливо
«Караван» отправил запрос в АЗРК с вопросом, сколько стоило авиатопливо раньше и сколько стоит сейчас. Текущие цены нам назвали.
В настоящее время оптовая цена авиатоплива на внутреннем рынке сложилась на уровне 650-860 долларов США за тонну (около 330-440 тыс. тенге), где:
- цена частных нефтедобывающих организаций – 800-850 долл./т (410-435 тыс. тенге);
- цена импорта – 770-860 долл./т (395-440 тыс. тенге);
- цена ТОО «Petrosun» – 650-760 долл./т (330-90 тыс. тенге).
Розничная цена на авиатопливо в аэропортах (40 % приобретают у оптовых отечественных, а 60 % – у импортных поставщиков) сложилась на уровне 1100-1150 долл./т (563-590 тыс. тенге), где:
- цена аэропорта г. Шымкент – 1100-1150 долл./т (560-590 тыс. тенге);
- цена аэропорта г. Алматы – 1080-1125 долл./т (550-580 тыс. тенге);
- цена аэропорта г. Астана - 980-1125 (500-580 тыс. тенге).
Как менялись цены за последние несколько лет, в АЗРК сообщить не смогли, назвав информацию конфиденциальной.
Какие аэропорты проверяют
В агентстве сообщили, что постоянно ведут мониторинг цен на рынке розничной реализации бензина марки АИ-92, дизельного топлива, коммунально-бытового угля на ж/д тупиках.
Крупная проверка рынка авиатоплива проводилась еще в 2022 году. Лишь через три года, на основании протокольного поручения премьер-министра от 28 января 2025 года, территориальные департаменты агентства провели внеплановый анализ за 2022–2024 годы.
И, да, признаки монопольно высоких цен были обнаружены почти в половине аэродромов Казахстана.
В стране их всего 24, из них 17 международных и 7 внутренних. Расследование начато по 11 из них:
По предварительным данным, размер торговой наценки указанных субъектов на авиатопливо составляет от 16 % до 82 %, что в стоимостном выражении составляет от 114 до 351 тыс. тенге за тонну.
Также в отношении столичного аэропорта начато расследование по взиманию сбора за право реализации авиатоплива.
На текущий день все расследования не завершены.
По их итогам, в случае подтверждения фактов нарушения законодательства в области защиты конкуренции, материалы будут направлены в правоохранительные либо судебные органы, в зависимости от характера и объема выявленных нарушений.
Как это влияет на казахстанцев
Например, в парке Air Astana около 60 моделей самолетов таких моделей, как Boeing 767-300ER, Airbus A320neo, Airbus A321, Airbus A321neo и Airbus A321LR.
У Boeing 767 -300ER емкость топливных баков составляет около 91 тысячи литров, что эквивалентно примерно 73-74 тоннам топлива. Если взять среднюю монопольную наценку – около 232 тысячи тенге за тонну, то для одного самолета монопольная наценка составит почти 17 млн тенге.
В случае остальных сумма дополнительной платы с одного полного бака будет примерно следующая:
Airbus A320neo – примерно 19 тонн – около 4,5 млн тенге;
Airbus A321 – примерно 19 тонн – около 4,5 млн тенге;
Airbus A321neo – примерно 24 тонны - около 5,5 млн тенге;
Airbus A321LR – примерно 33 тонны – около 7,6 млн тенге.
Все эти дополнительные траты ложатся, конечно, на пассажиров, которые платят их из своего кармана.