Если изучить объявления компании на портале госзакупок, можно увидеть много интересного, пишет Caravan.kz.
Например, перевозчик закупил «здания мобильные жилые» - одно за 50 млн тенге и еще три по 70 млн тенге. В принципе, необходимость в таких зданиях понять можно – персонал КТЖ нередко работает в голом поле без каких-либо зданий, причем в любую погоду круглый год.
В компании даже объяснили, почему закупка была проведена из одного источника.
«Закупки проведены способом из одного источника по решению единственного акционера (постановление правительства РК) у ТОО «Казахстанский Технологический Эксплуатационный Центр» («КазТЭЦ»), который является отечественным товаропроизводителем мобильных зданий, при этом данная компания является патентообладателем», - сообщили нам.
Тут тоже более-менее понятно: поддержка отечественного производителя - дело хорошее, опять же, если есть патент. Правда, чем руководствовался акционер и есть ли другие казахстанские производители мобильных зданий, в КТЖ не рассказали.
А главное, это был единственный подрядчик, которого перевозчик все же решился назвать, хотя таких вопросов у «Каравана» было много.
Например, у какой компании был куплен "Электробалластер" за 844 млн тенге и проводился ли по этой позиции открытый тендер.
Или у кого компания закупила сапоги на 560 млн тенге.
Или почему "панели питания для электропитания релейных централизаций станций с количеством стрелок до 70 без использования устройств бесперебойного питания" (3 штуки по 185 млн тенге и 1 за 126 млн тенге) были приобретены из одного источника. Поставщика тоже не назвали.
Или почему "Услуги по авторскому надзору по проекту "Строительство обводной железнодорожной линии в обход железнодорожного узла станции Алматы" были закуплены из одного источника на 370 млн тенге, хотя организаций, которые занимаются авторским надзором, в мегаполисе больше одной.
Или, например, производственные базы. Компания ежегодно тратит сотни миллионов тенге на аренду помещений в разных уголках страны. И, как правило, такие закупки проводятся способом из одного источника, к примеру - на станции Шар за 26 млн тенге и на станции Казалы за 22 млн тенге. Компания не ответила, принадлежали ли ей раньше данные помещения и не целесообразнее ли выкупить данные помещения, чем ежегодно платить огромные суммы.
Особенно любопытно это выглядит на фоне типичной для Казахстана схемы – продать государственные здания, а потом арендовать их же. Буквально вчера стало известно, что таким образом в частных руках оказался учебный корпус старейшего вуза Казахстана – КазПНУ им. Абая.
Куда уходят бюджетные миллиарды
Однако есть вопросы и по суммам намного больше.
Например, перевозчик ответил, зачем ему понадобились "Работы по изготовлению металлических конструкций" на 41 млрд тенге, но у кого и почему данные работы были закуплены из одного источника – нет.
Вопросы возникли и по ряду открытых тендеров, в том числе:
1. «Строительно-монтажные работы по проекту "Модернизация устройств телемеханики диспетчерских кругов" по Кокшетауской дистанции электроснабжения» - на 3,2 млрд тенге.
2. «Строительство обводной железнодорожной линии в обход железнодорожного узла станции Алматы» - на 150 млрд тенге.
3. "Строительство железнодорожной линии Дарбаза – Государственная граница с Узбекистаном» - на 285 млрд тенге.
4. «Строительство вторых путей между приграничными станциями Достык - Алашанькоу по колее 1520 мм и 1435 мм» - на 10,7 млрд тенге.
5. «Модернизация устройств телемеханики диспетчерских кругов» по Акадырской дистанции электроснабжения» и «Модернизация устройств телемеханики диспетчерских кругов» по Сары-Шаганской дистанции электроснабжения», на каждую из которых выделено по 2,5 млрд тенге.
Общая сумма этих госзакупок составляет около 453,9 млрд тенге. Деньги огромные. Однако в КТЖ не стали называть компании, которые победили в перечисленных тендерах, предложив нам поискать их самостоятельно в открытых источниках. Подобная скрытность выглядит несколько сомнительно в свете постоянных скандалов, приговоров сотрудникам и хищений.
Еще одна интересная закупка, причем ежегодная - «Услуги по аренде каналов связи на железнодорожных участках Территория РК и РФ» на 8,5 млрд тенге. Мы пытались узнать, для чего нужны такие затраты и есть ли возможность сократить их за счет использования более дешевых и современных коммуникаций, а также, какая именно компания выиграла тендер. В ответ на эти вопросы нам сообщили, что «ж/д транспорт, как базовая инфраструктурная отрасль, играет ключевую роль в экономике Казахстана. Казахстан в силу своего уникального положения является центром товарных потоков, по территории которого проходят 5 международных ж/д маршрутов. Основные транзитные потоки обслуживают торговлю Китая с Европой и Центральной Азией». Это цитата из официального ответа на запрос. Далее объясняется, зачем железнодорожникам вообще нужна связь, хотя такого вопроса не было.
Один вопрос и вовсе остался без ответа.
Речь идет о ежегодной закупке «работ по ремонту оборудования железнодорожного транспорта (ремонт измерительного оборудования мобильных средств диагностики)» на 11,3 млрд тенге. Но детали последней подобной закупки так и остались неизвестны.
Таким образом, на данный момент политика «Қазақстан темір жолы» в отношении госзакупок выглядит как нарушение принципа об открытости и прозрачности, буквально прописанного в законодательстве. В свою очередь отсутствие прозрачности и нежелание называть подрядчиков и поставщиков может намекать на нарушение других прописанных в законе принципов – о предоставлении потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в государственных закупках, о добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, о недопущении коррупционных правонарушений и конфликта интересов.
Но, по-видимому, представителям перевозчика немного не до этого. В конце концов, долги компании давно превысили 2 триллиона тенге. Чтобы выплатить их, компании придется хорошо поработать, ведь показатели ее прибыли в 2024-м заметно упали по сравнению с аналогичным периодом 2023 года – сразу на 38 %. Возможно, именно с этим связано нарушение антимонопольного законодательства «дочкой» КТЖ - перевозчик сильно завышал цены на свои услуги.
Впрочем, ничто из этого не помешало руководству КТЖ выдать себе премии на 790 млн тенге.