Будущее никто не объяснил: почему казахстанцы не верят в завтрашний день

Казахстанский экономист Расул Рысмамбетов поделился размышлениями о том, почему в стране всё чаще обращаются к образам прошлого и как это связано с отсутствием ясного образа будущего, передает Caravan.kz.

По словам эксперта, Казахстан все глубже уходит вглубь собственной памяти. Он отмечает, что в последнее время в общественном и политическом дискурсе все чаще появляются батыры, юрты, тюркское единство. Эти элементы используются как попытка объяснить настоящее и даже запланировать будущее.

«Gallia est omnis divisa (вся Галлия разделена — Ред.). Есть ощущение, что Казахстан всё сильнее уходит вглубь собственной памяти. В последнее время адепты идеологии все чаще достают из сундуков батыров, юрты, тюркское единство — и пытаются этим объяснить настоящее, а порой даже запланировать будущее. На гербах появляются узоры, в речах — «предки», в программах — «дух степи». Не сказать, что это плохо. Скорее, это симптом. Симптом отсутствия живого, убедительного разговора о будущем», — отметил специалист.

При этом, уточнил он, речь идет не только о кочевой архаике, но и о советской мифологии, образы которой всё ещё прочно сидят в общественном сознании. Среди них — идея «жёсткого государства как гаранта порядка», приоритета плана над рынком и представления о народе как о массе, которой нужно управлять сверху.

«Ролан Барт, окажись он в Алма-Ате прошлого, глядя на очередной юбилей, где вспоминают «как было хорошо при Союзе», сказал бы: это миф, в котором прошлое сконструировано под нужды настоящего.

Почему же общество всё чаще уходит в прошлое? У экономиста есть несколько видений на этот счет.

«Ну, для начала — будущее распалось. Ни один из больших нарративов, парадигм или планов — от «Казахстан 2050» до цифроуслуг — не дал эмоционального ответа на простой вопрос: как мы будем жить? Как будет жить мой ребенок?

Что можно противопоставить? Как подметил эксперт, Барт учил не бояться мифов, а читать их, как текст. Понимать, что они не вечны. Что миф — это форма, которую можно переписать.

По его мнению, Казахстану пора предложить новый миф — миф о будущем. Не о возвращении к истокам, а о сборке новой общности на основе доверия — к аулу, району, городу. Heimat und Vaterland. Отаным, кіндік қан тамған қасиетті мекен, ауылым.

Экономист предлагает задуматься не только о великом прошлом, но и о конкретном будущем: о теплой школе с туалетом, где девочка из Кегенского района будет учиться, чтобы через 20 лет стать послом. Потому что выросла в безопасном ауле и районе.

«Не только про «возрождение великой степи» — потому что в этом есть легкое обособление. А про сильную Центральную Азию, где нет зависти, нет страха, но есть взаимовыгодный расчёт и взаимное уважение.