Не ждали? Не гадали?
А ведь эти крупные проекты были недавно шумно презентованы в ходе реализации программ Форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), “Дорожной карты бизнеса-2020” и так далее. Но что регион получил от этого? В основном – одни проблемы. К примеру, серьезные опасения вызывает деятельность крупнейшей в регионе химической компании ТОО “Казфосфат”. Ее предприятия лихорадит в этом году из-за сокращения поставок за рубеж. Руководитель товарищества Мукаш Искандиров сообщил, что экспортоориентированное производство весьма чувствительно отреагировало на отмену преференций со стороны Евросоюза. Ведь страны ЕС являются крупными потребителями жамбылской химической продукции.
– От отмены существовавших для Казахстана преференций пострадали многие отечественные компании, – говорит главный экономист ТОО “Байлык” Роза АСКЕРОВА. – Дело в том, что республика добилась высоких показателей по уровню доходов на душу населения, и теперь для наших товаров введены пошлины. Вот такой парадокс – производители страны пострадали из-за того, что добились хороших результатов, а граждане республики стали богаче.
Жамбылская продукция по цене сравнялась с товаром европейских производителей, а где-то даже стала дороже. При этом в стране растут тарифы на транспортные услуги, есть проблемы с обеспечением ГСМ, электроэнергией. У “Казфосфата” к тому же зависли вопросы по недропользованию.
Мечты не сбылись
Никак не найдет постоянные рынки сбыта и Таразский металлургический завод. В его строительство были вложены миллиарды тенге, но предприятие с самого начала испытывало острые проблемы. Это касалось и отсутствия богатых месторождений, и чисто технических вопросов. Так, из-за нехватки и текучести кадров выходили из строя важные агрегаты, что останавливало работу печей. К 25 сентября руководство завода обещало запустить третью и четвертую печи, но этого так и не произошло. Как при этом достичь выработки хотя бы шести тонн ферросиликомарганца до конца года, о чем заявлялось ранее, непонятно. Особенно если учесть, что только долг по зарплате сотрудникам составил около 240 миллионов тенге. А есть еще задолженность по налогам и другим платежам в бюджет.
Славную презентацию в свое время провел “Таразкожобувь”, он также сегодня томится в ожидании покупателей и решения ряда проблемных моментов. На Амангельдинском газоперерабатывающем заводе обещали выпускать собственный бензин, но и этот проект также повис. В АО “Имсталькон” из-за отсутствия заказов приостановили деятельность, за это время 80 специалистов нашли другую работу. Чтобы возобновить деятельность, требуются новые сотрудники, которых еще нужно обучить металлургической работе. В АО “Энерджи Тараз” недавно презентовали цех по выпуску энергосберегающих ламп. То ли они не пришлись по душе жамбылцам, то ли китайские конкуренты сбили цену, но и это предприятие вынуждено прозябать. На Мынаральском рыбзаводе и целом ряде других компаний – аналогичная картина.
Провалов можно было избежать?
– На первый взгляд, в целом в экономике области резкого спада нет, есть даже незначительное увеличение физического объема плюс 1,7 процента по итогам восьми месяцев, – комментирует экономист Роза Аскерова. – Но рост дают такие отрасли, как горнодобывающая, разработка карьеров. Там плюс 26 процентов! Зато в обрабатывающем секторе уже несколько месяцев подряд неутешительные цифры – по итогам августа 2014 года здесь производство уменьшилось на 3,8 процента. Снижен выпуск ортофосфорной кислоты, триполифосфата натрия, удобрений. А если уменьшится разработка карьеров (а это произойдет после сдачи ряда крупных объектов – например, трассы Западная Европа – Западный Китай), то неизвестно, за счет чего вообще придется поддерживать хорошие показатели.
По мнению эксперта, ряд проектов уже с самого начала вызывал опасения. Например, Таразский металлургический завод априори должен был столкнуться с проблемами дефицита квалифицированных специалистов, а также недропользования и сбыта:
– В стране были и есть другие предприятия, которые производят ферросиликомарганец в гораздо больших объемах, нежели позволяет полная мощность нового завода. Значит, рынок сбыта изначально не был определен. Кроме того, в мире уже тогда ожидалось падение спроса на такую продукцию. Но кто просчитывал эти важные составляющие? Аналогично и по другим проектам возникают серьезные вопросы.
В областном акимате, правда, надеются на то, что нынешние трудности на действующих заводах пройдут. Что ж, честолюбивые планы всегда радуют. Только, полагаем, нужно хорошенько просчитать все возможные сценарии, чтобы снова не столкнуться со столь неприятной и тревожной ситуацией.
Олимпийские Игры 2026
Почему антидопинговые службы не хотят, чтобы прыгуны с трамплина увеличивали половые органы
Пенсия 2026
9 лет трудового стажа пенсионерки восстановили в Павлодаре
Налоговый кодекс РК 2026
Чиновники никак не ограничены в том, как могут тратить бюджетные деньги: как они перегрели экономику?
АЭС
В Казахстане утвердили место для строительства второй АЭС
Алматы
Научное сообщество поддержало проект новой Конституции Казахстана
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
Жители нескольких районов Жетысуской области ощутили землетрясение
Бокс
WBO вынесла новое решение по Жанибеку Алимханулы
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Суд вынес приговор мужчине, который задушил родную мать в Астане
Азербайджан
В Акмолинской области полицейские помогли водителям из Азербайджана
Шымкент
Мать подростка из Шымкента наказали за ДТП на ее авто
Иран
До конца февраля одна из авиакомпаний отменила рейсы в Алматы
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
В Казахстане вступил в силу Закон об искусственном интеллекте
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Китайскую с туристку с кровотечением эвакуировали в алматинских горах
Медицина
В Казахстане расширили перечень заболеваний, лечение которых доступно по ОСМС