Калым за невесту – кто сколько даст - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
-2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Калым за невесту – кто сколько даст

Калым за невесту – кто сколько даст

“КАРАВАН” провел небольшое расследование и выяснил, где в Казахстане платят самый большой калым за невесту.

  • 3 Октября 2014
  • 15573
Фото - Caravan.kz

Осень – пора свадеб. Так сложилось исторически – именно в это время года, когда все сельскохозяйственные хлопоты заканчивались, появлялась выручка, казахи женили детей.

Вот и сейчас в больших казахских семьях не проходит и недели, чтобы кто-нибудь не сыграл свадьбу. Родственники невесты между собой созваниваются, интересуются: “Жених богатый? Қалың мал привезет?”.

Размер не имеет значения?

В давние времена калым потому и назывался қалың мал, что выплачивался в виде скота – табуна лошадей, стада баранов, если родители жениха были побогаче, могли и верблюда пожаловать.

Об обычае уплаты калыма есть упоминания в произведениях классиков казахской литературы – Спандияра Кобеева “Қалың мал”, Султанмахмута Торайгырова “Қамар сұлу”, Тайыра Жомартбаева “Қыз көрелік”.

Сейчас старые традиции уходят в небытие, однако нет-нет да и слышны разговоры о том, какой калым платят в разных регионах Казахстана. Порой информация вполне достоверная, а порой – просто легендарная.

Например, в одной из северных областей Казахстана родители жениха, сосватавшие ему невесту из этого же региона, рассказывали, что как такового калыма в привычном понимании не существует:

– Мы, конечно, сватая невесту, подарили ей бриллиантовые серьги, сделали хорошие подарки родителям невесты, повезли киіт – подарки для близких родственников, где были и костюмы для мужчин, плащи, пальто, и чапаны для старших аксакалов, и серьги и браслеты для старших женгешек и бабушек. Кроме того, везли живую лошадь и несколько баранов на так называемый өлі-тірі, чтобы родители невесты уже после тоя могли собрать родственников и друзей и угостить их хорошенько, – рассказывает Жанна СЕРИКПАЕВА. – Это калымом не считается, скорее, дань традиции.

Например, в Семее калым вроде бы тоже просят, но зато и невесту снаряжают так, чтобы у нее в доме было все, вплоть до иголки. Чтобы молодые ни на что не тратились поначалу. А вот на юге, мы слышали, родители невесты требуют огромные суммы и бесчисленные подарки, так что с ними сваты с севера и связываться не хотят…

“Самому стыдно стало”

Так ли суровы южане или наговаривают на них? Я нашла в социальных сетях жителя Шымкента, который к тому же (вот совпадение!) недавно женил сына. Он поведал мне такое!

Спрашиваю: правда ли, что в ваших краях родители невесты требуют большой калым за дочь?

– Есть такое, – ответил мне Асхат, – но общая стоимость приданого невесты иногда в несколько раз превышает калым. Я сам женил сына, так мне даже стыдно стало. В качестве калыма мы повезли сватам 1 тысячу долларов плюс на посиделки өлі-тірі – одного барана. А родители невесты подарили молодым спальный гарнитур стоимостью 600 тысяч тенге, дорогой плазменный телевизор и стиральную машину, и еще два сундука со спальными принадлежностями – корпешками, подушками, одеялами и прочим.

Конечно, мир не без жадных людей: слышал, некоторые сваты у нас на юге требуют, мол, привезете такой-то қалың мал, такие-то подарки. Но все зависит от материального достатка семей жениха и невесты. Бывает, что, требуя калым, дочерям дарят квартиры, машины, а то и бизнес…

Асхат объяснил такое поведение южан тем, что народу у них в области много и высокие требования – это своего рода иммунитет от слишком жадных родственников.

На западе без перемен?

Как мы выяснили, на западе Казахстана считают, что самые настоящие казахские традиции сохранились именно у них, и меряются они как раз размером калыма:

– Выходить замуж за мангистауских парней выгодно! У нас қалың мал равняется примерно 300 тысячам тенге, на сүт ақысы матери дарят серьги и шубу, а также деньги и на өлі-тірі. Во время свадебного тоя гостей со стороны невесты богато осыпают подарками: родителей – шубами, дубленками, пальто, матери бриллиантовые серьги вручают, – рассказала мне жительница Актау Мансия.

В общем, родители подрастающих невест, берите на заметку!

Все зависит от экономики!

Автор книги “Ситуативный казахский” Канат ТАСИБЕКОВ тоже недавно женил сына. Говорит, чтобы соблюсти традиции и не ударить в грязь лицом, проштудировал немало книг по истории и обычаям казахов.

– Как я понял, в привычном понимании калыма сегодня действительно не существует. Это схоже, по сути, с явлением НЛО – вроде даже кто-то что-то видел, а доказательств нет.

Не встречал я человека, который бы сказал, что на калым за дочку машину купил или ипотеку закрыл. Или, скажем, говорил бы: “Вот у меня дочь растет, я за нее столько-то калыма возьму” или “Вот невестка, я за нее столько-то калыма заплатил”. Хотя есть малообразованные апайки, которые могут говорить, глядя на своих снох: “Я за нее тысячу долларов заплатила, пусть пашет!”. Хотя сноха зарабатывает порой больше, чем вся семья мужа! Даже наш пресловутый юг, о котором так любят мифы и легенды рассказывать… Мы ведь тоже ездим туда на свадьбы и видим, как там все происходит.

Всегда калым зависел от экономического положения. Если раньше, выдавая замуж дочь, отец и мать теряли помощницу по хозяйству, то жених приобретал еще одного члена семьи: жена рожала ему детей, продолжателей рода, готовила пищу, шила одежду и ткала ковры и могла составить счастье на всю жизнь. Именно поэтому калым являлся своего рода материальной компенсацией в этом вопросе. Сегодня же сами казахи изменились: многие отцы дочерей готовы даже сами приплатить, только бы их дети были счастливы в браке!

Благодарственный жест

Писатель Дулат ИСАБЕКОВ:

У нас в истории было много кровавых событий: Гражданская война, голод, репрессии, война, послевоенная бедность… Не до калыма было народу, даже при желании нечем было бы платить.

Моему старшему брату, когда мы остались сиротами, было всего 16–17 лет. И он должен был жениться, чтобы сохранить всю нашу многочисленную семью. Тогда мулла нашего аула, к дочери которого брат отправил меня и старшую сестру свататься, сказал нам: “Дорогие мои, мне от вас ничего не нужно. У казахов есть пословица: “Теңін тапсан, тегін бер” (“Найдешь ровню, отдай бесплатно”). Только чтобы моя дочь никогда не плакала в вашем доме”. Так брат обрел жену.

Постепенно обычай платить калым забывался. А потом был советский строй, когда пережитки прошлого осуждались. То, что до нас докатилось, это лишь идея: если у тебя есть деньги, если молодые любят друг друга, калым может быть как подарок родителям невесты.

Наверное, требовать калым в каких-то неимоверных суммах и подарках могут только люди, которые не любят своих детей. Если любишь свою дочь, никогда не будешь торговаться.

Сейчас жених обычно делает три подарка – ананың сүті, или сүт ақысы, – подарок матери (сережки, шуба и т. п.); атаның күші, или жігіт түйе, – подарок отцу (хороший костюм, дорогие часы); өлі-тірі – животное, мясо которого должно быть поделено между родственниками невесты после свадьбы (лошадь, баран либо деньги).

Кроме того, от семьи жениха ждут киіт – подарки родственникам (мешок с самыми разными подарками).

Семья невесты должна предоставить жасау (приданое), которое зачастую превышает размер калыма и всех подарков, вместе взятых (мебель, стиральная машина, автомобиль, квартира).

Айып, или плата за порочность

В давние времена целомудренности невесты придавали большое значение. Жених, обнаруживший в первую брачную ночь, что невеста не сохранила непорочность, мог потребовать у ее отца возврата калыма, а саму девушку вернуть в семью.

Впрочем, был и другой выход: отец невесты мог заплатить штраф – айып в размере 40 кобылиц – или вернуть половину уже полученного калыма, чтобы сохранить договоренность о браке своей дочери и избежать скандала.

5 фактов

Өлi-тiрi – дополнение к калыму в виде животного-самца, если не платить, то невеста окажется болезненной.

• В свой первый официальный визит в аул невесты жених привозил родне будущей жены подарки, в том числе фрукты и сладости, чтобы жена была плодовитой.

• Самым удачным временем для свадьбы считался период конца лета – начала осени. Предпочтение отдавалось началу месяца (новолуние) или его середине (полнолуние).

• Качание на качелях молодежи является своеобразным “имитативно-сексуальным приемом магии плодородия”.

• На свадьбу старались не приглашать бездетных людей. Устанавливать юрту молодоженам, стелить им постель доверяли только многодетным женщинам.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта