Нержавеющий бренд
Пропасть между развитием индивидуальных и командных видов спорта в Казахстане продолжает расти. Это наглядно продемонстрировала последняя Олимпиада. В то время как наши штангисты, борцы, боксеры завоевывали одну медаль за другой, единственные представители командных видов спорта – ватерполисты – проигрывали один матч за другим. В Лондон не отобрались ни гандболисты, ни волейболисты, ни футболисты, ни баскетболисты. За чертой участников Игр оказались и казахстанские летние хоккеисты. Хотя таких традиций, как в хоккее на траве, нет, пожалуй, больше ни в одной бывшей советской республике, за исключением, возможно, России. И то, что давно не существующее алматинское “Динамо” до сих пор является брендом для иностранцев, подтвердил в разговоре с корреспондентом “КАРАВАНА” бывший игрок этой команды и сборной СССР, а ныне первый вице-президент Федерации хоккея на траве Казахстана Берикказы Сексенбаев.
– В прошлом году на чемпионате мира в закрытых помещениях я встречался с президентом Международной федерации хоккея на траве испанцем Леандро Негре, – рассказывает заслуженный мастер спорта СССР, шестикратный чемпион Союза Берикказы Сексенбаев. – И первым его вопросом был: “Как дела у “Динамо”?”. Он начал вспоминать наших игроков, выигрывавших Кубок европейских чемпионов – Соса Айрапетяна, Фарида Зигангирова, Александра Мясникова. А ведь сколько лет прошло!
Надежда на возрождение
– Сейчас идут разговоры о возрождении легендарного клуба “Динамо” по хоккею с мячом. В отношении “летнего” “Динамо” что-нибудь слышно?
– Руководство МВД поддерживает возрождение “Динамо”. Но должен сказать, что сейчас хоккей на траве активно развивают регионы, в шести из них появились свои команды. В Кызылорде и Хромтау постелили искусственные площадки. А в Талдыкоргане начато строительство первого стадиона для хоккея на траве, который будет соответствовать международным стандартам. Надеюсь, что уже будущей весной там можно будет проводить матчи. Стадион вместит 5 тысяч зрителей, помимо основной арены предполагаются два запасных поля.
– Играть на траве в летний хоккей – это советская придумка? Во всем мире давно играют на искусственном покрытии…
– В СССР было только четыре поля с нужным покрытием. Мы же 19 раз становились чемпионами Союза, но такого стадиона так и не получили. Комиссия, приезжавшая в Алма-Ату инспектировать стадион “Динамо” для проведения у нас Кубка чемпионов, не верила, что мы тренируемся и играем на таком поле. Для сравнения: в Малайзии в одном только городе 18 полей для хоккея на траве, а по всей стране их штук сто точно есть.
Малайзийский вариант
– В Малайзии вы играли шесть лет. Там хоккей на траве очень популярен?
– Среди игровых он спорт номер один. О хоккее на траве там ежедневно пишут в газетах, рассказывают и о матчах чемпионата страны, и о личной жизни хоккеистов.
– Как вы оказались в чемпионате Малайзии?
– В начале 1991 года мы в составе сборной СССР приехали туда на Кубок короля. Я неплохо выглядел на том турнире и получил приглашение поиграть в местном чемпионате. Тогда в Малайзии всерьез принялись за хоккей на траве – у них король в свое время играл за сборную страны. Начали приглашать сильных иностранцев из Пакистана, Австралии и Индии, поднимая уровень своего чемпионата. Главным тренером сборной Малайзии назначили Терри Воша, который был капитаном австралийцев, выигравших в 1986 году чемпионат мира.
– Условия были на порядок выше, чем в СССР?
– У нас на тот момент зарплата была, условно говоря, 100 долларов, а в Малайзии – полторы тысячи. Плюс дали квартиру и машину. Там была очень хорошая система выплаты премиальных. С каждой победой размер премиальных растет, но стоит один раз проиграть, как все начинается с нуля. Для меня, на тот момент уже достаточно опытного игрока, было непривычно, когда тренеры не проверяли соблюдение тобой режима. Там этого делать было не надо – хоккеисты понимали, что их материальное благополучие полностью зависит от профессионального отношения к делу.
“Отец был против смены гражданства”
– Из благополучной Малайзии вы вернулись в Казахстан в не самые простые времена – в 1997 году…
– Двумя годами ранее король Малайзии предложил мне принять гражданство его страны. В этом случае я имел возможность выступать за сборную Малайзии, поскольку СССР уже перестал существовать, а в команде Казахстана я еще не был заигран. Сделать выбор было очень трудно. Позвонил отцу, и он мне сказал, чтобы я ни в коем случае не принимал гражданство Малайзии. Моя родина – Казахстан, здесь живут все мои родственники. Когда вице-президент малазийской федерации узнал о моем отказе, то поначалу не поверил. Потом отвел меня в отдельную комнату и поставил кассету с видео какой-то российской глубинки, где люди с голоду ели кошек. “Ты туда хочешь вернуться?” – спросил он. Разницы между Россией и Казахстаном он не знал. Я остался непреклонен. После этого отношение ко мне резко изменилось. Еще немного поиграл и вернулся домой. Лет десять я ни с кем из Малайзии не виделся, но вот как-то приехал туда с женской командой на Кубок Азии. Встретились и с королем, и с тем вице-президентом, который сейчас является генеральным секретарем Азиатский федерации хоккея на траве (король – ее президент), – прошлые обиды были забыты. Через два года я был избран в исполком Азиатской федерации, и мне не хватило всего двух голосов, чтобы стать ее вице-президентом.
– Зная хоккей на траве изнутри, можете ответить, что больше всего тормозит развитие этой игры?
– В Казахстане не хватает популяризации, нет рекламы. Хотя в хоккей на траве играют по всему миру, по численности – 147 членов – Международная федерация уступает из игровых видов одной-двум федерациям.
300 рублей – в “Динамо”. Плюс 350 – в сборной СССР
– В СССР с популяризацией хоккея на траве дела тоже обстояли неважно. Как вы остановили свой выбор на этом виде спорта?
– Я занимался хоккеем с шайбой на Центральном стадионе Алма-Аты. Однажды ко мне подошел тренер Иван Рогачев и предложил попробовать силы в хоккее на траве. Я об этом виде спорта ничего не знал, но в тот же вечер пришел на тренировку. Вскоре втянулся. Немаловажно, что мне – ученику восьмого класса – выдавали на питание аж 52 рубля: я из многодетной семьи и был бы рад даже десяти рублям. Да и перспективы были заманчивые. Потом уже в “Динамо” я получал 300 рублей плюс еще 350 за сборную. К примеру, в хоккее с шайбой таких условий не было, поэтому “Енбек” ничего не добился.
– Насколько динамовцы были узнаваемы болельщиками в обычной жизни?
– Расскажу такой случай. Я поступил в КазГУ на юрфак. Беседуем с завкафедрой. Он говорит: “Слышал, вы спортом занимаетесь?” – “Да”. – “А каким?” – “Хоккеем на траве, играю за “Динамо”. Тогда он открывает сейф и достает большое фото нашей команды, где я стою рядом с Эдуардом Фердинандовичем Айрихом. Удивительно, но завкафедрой вел полную статистику, помнил, какой гол кому я забил и в каком матче. Понятно, что по его предмету у меня были одни пятерки.
Лебединая песня советского хоккея
– В вашем послужном списке значится участие в Олимпийских играх 1992 года в составе сборной СНГ…
– По уровню мастерства и готовности к тому турниру наша команда должна была быть в призерах. Но нас подвела игра с действующими вице-чемпионами мира, пакистанцами. Первый тайм мы выиграли – 2:0. Побеждай в том матче – были бы как минимум в четверке, а там на кураже могли и за медали побороться. Но защитник по глупости совершает две ошибки, они сравнивают счет, а во втором тайме дожимают нас. Перед этим мы дали бой чемпионам мира, голландцам, которых “давили” при ничейном счете, но пропустили гол в контратаке. Ту нашу сборную я считаю сильнейшей в истории советского хоккея на траве, но это мое сугубо личное мнение.
– Даже сильнее бронзовых призеров Олимпиады 1980 года?
– Да. Ни в коем случае не умаляя достоинств той сборной, напомню, что на Московскую Олимпиаду из-за политического бойкота не приехали многие сильные команды. Мы сами турнир “Дружба”, который для нас организовали в Бресте в 1984 году вместо Лос-Анджелесской Олимпиады, выиграли очень легко. Подтверждением силы той команды стала наша победа в Индии на турнире Индиры Ганди. Выиграть его было практически невозможно. У турнира был большой призовой фонд, разыгрывались автомобили, а хозяева выставляли две команды и судили так, что они потом встречались между собой в финале.
– Машину дали за ту победу?
– Нет, хозяева оставили ее у себя, сказав, что машину надо растаможивать. Просто денег нам немного добавили. Ситуация получилась немного конфликтной – обещали одно, а дали другое. Однако представитель КГБ, который был в составе любой делегации, выезжавшей за границу, сказал, чтобы никто не возмущался. Индия, мол, дружественная нам страна. Это был единственный случай, когда сборная СССР выиграла тот турнир.
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы студент напал с ножом на преподавателя
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Алматы
Бокс
Журнал The Ring принял решение по Алимханулы после допинг-скандала
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Прогноз погоды в Астане, Алматы и Шымкенте на 21-23 декабря
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Прогноз погоды в Астане, Алматы и Шымкенте на 21-23 декабря
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Туризм
Туризм — прибыльный бизнес?
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане