Почти полтора миллиарда тенге было выделено за текущий год Фондом развития предпринимательства тем, кто хочет открыть свой небольшой бизнес – будь то покупка транспорта для перевозки пассажиров и груза или открытие новой пекарни. Главное условие – производство товаров и услуг. Но из 236 проектов, одобренных специальной комиссией, профинансированы банками лишь 17.
Дело в том, что реальные деньги, предоставляемые фондом, становятся практически недоступными для предпринимателей. Во-первых, кредитование идет по схеме треугольника: фонд – банк – заемщик. Фонд дает кредиты под 7 процентов, а банк накручивает до 13–14 процентов. И эти лишние проценты, которыми наваривается банк-посредник, ложатся тяжким грузом на плечи предпринимателя, не вставшего еще крепко на ноги.
Но и это еще ничего, ведь собственные средства банков стоят еще дороже – 23–24 процента. Усугубляет ситуацию то, что кредитор требует под залог ликвидное имущество, которого у начинающего предпринимателя, в частности у фермера, нет.
– Я попросила в банке 3 миллиона тенге. Мне сказали, что для этого нужно предоставить залог в 6 миллионов. Пришлось заложить два дома и кафе родственников, – рассказывает Айсулу Тулегенова. – Уже собрала и сдала все документы, но денег все еще нет: банк все проверяет и перепроверяет, а время идет.
Впрочем, в разгар финансового кризиса позиция банков вполне оправданна и понятна. Непонятно только, как в этой ситуации не только сохранить имеющийся бизнес и рабочие места, но и приумножить их.
Известно, что по действующей программе кредитования малого и среднего бизнеса на помощь государства не могут рассчитывать владельцы магазинов и бутиков. Торговля исключена из перечня приоритетных отраслей.
Досадно, что “Капитал”, бестселлер века минувшего, не стал настольной книгой для начинающих капиталистов века нынешнего. Но в незнании главной формулы стабильной экономики “деньги – товар – деньги” едва ли можно винить предпринимателей малого и среднего бизнеса.
– Скорее, этот упрек нужно адресовать отцам экономики, допустившим в течение длительного времени развитие схемы “товар – деньги – товар”, – говорит директор микрокредитной организации Раиса Абашеева. – И что в результате? “Челноки” привозят товар, продают его здесь, а прибыль снова вкладывают в товар, тем самым укрепляя экономику Китая и Турции. Но, как ни парадоксально, именно предпринимателям от торговли выдано более 66 процентов банковских кредитов.
Лейла ШАХ, Актобе
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы коммунальные службы перейдут на усиленный режим
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Алматы
Бокс
В каком случае Жанибек Алимханулы перестанет быть чемпионом мира
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
В столице сократят количество платных парковочных зон
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Прогноз погоды в Астане, Алматы и Шымкенте на 21-23 декабря
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане