Сообщалось даже о стягивании войск Туркмении к границе с соседней страной. Учитывая традиционную закрытость обеих республик, трудно оценить, насколько далеко мог зайти этот конфликт, и чем он на самом деле порожден.
Известно только, что официальный Ашгабат увязывает недавнее покушение на президента Ниязова с соседней страной. Для Казахстана же важно то, может ли происходящее как-то затронуть его интересы.
Просто обмен недружественными заявлениями и демонстративными акциями между нашими южными соседями, конечно, не несет никакой угрозы для интересов Казахстана. Но как далеко может зайти противостояние? В случае если оно обретет серьезные формы, то это уже косвенно затронет и Казахстан.
Есть несколько направлений, по которым это воздействие может происходить. В первую очередь, это косвенная угроза для проектов по нефтедобыче на казахстанской части каспийского шельфа. Хотя месторождение Кашаган и другие потенциально нефтегазоносные структуры лежат довольно далеко от Туркмении, но в случае масштабного конфликта между ней и Узбекистаном или даже просто появления явной напряженности, это ухудшит инвестиционный климат для этих проектов. Многомиллиардные проекты требуют стабильности не только в той географической точке, где непосредственно они будут осуществляться, но и поблизости. Особенно нынче, после «синдрома 11 сентября».
Другая проблема из энергетической сферы — это транзитные поставки газа из Туркмении в Россию и дальше через территорию Казахстана. Для Ашгабата это без преувеличения «дорога жизни», которая дает самый большой источник поступления валюты в страну. Будут ли эти поставки стабильными, если в регионе развяжется конфликт? Ведь Казахстан тоже имеет определенную прибыль от транзита газа через свою территорию.
Другая проблема для Казахстана уже из чисто политической сферы. Новый конфликт в регионе не добавляет стабильности и ставит новые проблемы в плане региональной безопасности. Для Казахстана это выразится в необходимости укреплять свою безопасность в юго-западном направлении, где до сих пор практически не было военной инфраструктуры. Теперь ее надо создавать, при чем практически с нуля. А это новые затраты для и без того не слишком большого военного бюджета. Возможно, что главным направлением военного развертывания на западе Казахстана теперь логичнее сделать не Атырау, а Актау.
Возможно, что это не весь перечень потенциальных проблем для Казахстана, которые могут появиться, если неожиданный туркменско-узбекский конфликт активизируется. Но уже и это требует серьезного внимания к себе.
Пенсия 2026
В Минтруда Казахстана назвали средний размер пенсии за 2025 год
Новый год 2026
Правило двух стаканов: как избежать похмелья
Налоговый кодекс РК 2026
Чиновники никак не ограничены в том, как могут тратить бюджетные деньги: как они перегрели экономику?
АЭС
"Казахстанские атомные электрические станции" перешли в республиканскую собственность
Алматы
В Алматы демонтировали незаконно строящийся ЖК
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
В 282 км от Алматы произошло землетрясение
Бокс
Все к этому идет: У Жанибека Алимханулы заберут все пояса
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Банный комплекс горел в Астане
Азербайджан
В Акмолинской области полицейские помогли водителям из Азербайджана
Шымкент
МВД пресекло незаконный оборот закиси азота в Шымкенте
Иран
Казахстан запретил своим авиакомпаниям летать над Ираном
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
В Казахстане вступил в силу Закон об искусственном интеллекте
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Vogue включил Казахстан в топ-14 туристических направлений мира
Медицина
В Казахстане расширили перечень заболеваний, лечение которых доступно по ОСМС