В соседней Киргизии вновь беспорядки. И сразу целый шквал: сначала захват угледобывающего предприятия в Нарынской области, едва ли не самой провинциальной по кыргызским масштабам и понятиям, населением региона, недовольным тем, как его в свое время приватизировали.
Затем обострение ситуации уже в самой столице — новая попытка взять штурмом Белый дом, столкновения с силами правопорядка. Очень похоже, что это лишь начало долгого процесса дестабилизации с непредсказуемыми перспективами.
В Узбекистане властям, как известно, удалось подавить выступление оппозиции в Андижане, но многие эксперты считают, что та жестокость, которой это сопровождалось, в недалеком будущем создаст новые проблемы для стабильности режима и всей политической системы.
Все это в комплексе наряду с не решаемыми социально-экономическими проблемами в странах Центральной Азии еще больше усугубляет угрозу терроризма.
Не секрет, что международные террористические организации часто используют как базу для своих стационарных пунктов территории политически нестабильных стран, которых скоро, похоже, будет немало по периметру южных границ Казахстана.
Тем самым стыкуются две проблемы — политического терроризма, исходящей от экстремистских групп и угрозы дестабилизации, порожденной конфликтом официальных властей и оппозиции.
В последнее время, особенно — в течение самых последних месяцев, ряд центральноазиатских правительств предпринял ряд мер, направленных на сокращение угрозы от экстремистских группировок, но фактически в большей мере работающих против политической оппозиции.
Здесь и контроль над НПО, и зарубежной финансовой поддержкой гражданского сектора, и усиление контроля над СМИ. Конечно, все имеют право на самозащиту, в том числе и политические режимы, а вопрос «официального оформления» этих действий здесь не принципиален. Но шаги властей вызвали сильную дискуссию, причем на разных флангах общественного мнения.
Общим местом в критике этих мер, как «справа» так и «слева» стала их низкая эффективность. То же самое говорят независимые эксперты. Суть критического подхода — концентрация государственной политики на репрессивных мерах уводит в сторону от комплексного решения проблемы терроризма и политического экстремизма.
Кроме того, борьба с политическим экстремизмом нередко подменяется борьбой с политическими оппонентами: как отмечает известный казахстанский политолог Ерлан Карин, «во многих постсоветских странах политическим сыском занимаются антитеррористические подразделения спецслужб». Вряд ли это способствует эффективному исполнению ими главных задач.
Между тем, по мнению практически всех экспертов, многие проблемы, связанные с угрозой терроризма и экстремизма становятся все более актуальными для Казахстана.
Он находится, по словам Максима Казначеева, сотрудника Центра антитеррористических программ, в «процессе плавной эволюции методов работы радикальных религиозных группировок; этап раздачи листовок завершается, и мы скоро можем стать свидетелями выхода экстремистских организаций на новый качественный уровень работы».
Эта под-проблема наслаивается на другую — быстрое ухудшение политической ситуации в соседних странах. Налицо все составляющие для обострения в недалеком будущем угрозы терроризма и экстремизма в Казахстане.
«Корень проблемы недостаточной эффективности антитеррористических программ заключается в отсутствии системности при их реализации. Этот недостаток и необходимо устранить казахстанским силовикам», — считает г-н Казначеев.
— Основной задачей, решаемой в рамках антитеррористической деятельности, должно стать снижение привлекательности террора как способа политической борьбы, как способа достижения политических целей. На решение этой проблемы должны быть ориентированы все шаги государственного аппарата. Определенную помощь в проведении антитеррористической деятельности может оказать и общество.
Казахстану нужна программа комплексной антитеррористической политики, программа в которой должны быть согласованы действия государственных структур вне зависимости от того, где они осуществляются. Антитеррористическая деятельность не исчерпывается акциями спецслужб. Борьба с терроризмом — это комплекс мер в силовой, информационной, административно-правовой сферах.
Успешное противодействие терроризму возможно только при тесной координации шагов государства и общества во всех этих направлениях, — заявил казахстанский эксперт на одной из недавних дискуссий.
Однако, складывается впечатление, что принимаемым мерам как раз и не хватает комплексности, в том числе в информационной сфере.
Кроме того, обычно от внимания экспертов ускользает еще один важный аспект превентивной борьбы с терроризмом — воспитательный.
Начинать формировать негативное восприятие к террористической идеологии нужно буквально со школы, а этим в Казахстане никто не занимается.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Склад потушили в Алматы
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Автомобиль потушили в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу