Студент Schwob School of Music (Columbus State University, США) Айдос Хамитов — первый казахстанский контрабасист, поступивший в американский университет и получивший полную стипендию на обучение. В свои 27 лет он уже два десятилетия живёт в мире музыки — от первых уроков в Казахстане до сольных концертов в США. Caravan.kz поговорил с ним о его пути, вдохновении и о том, каково быть первопроходцем на международной сцене.
Об обучении и американском опыте
— Айдос, как начался ваш путь в США? Вы стали первым казахстанским контрабасистом,
поступившим в американский университет. Как проходил конкурс и что, по вашему мнению,
помогло вам выделиться среди кандидатов?
— Мой путь в США начался с мечты, которая долго казалась далёкой. Я впервые узнал о
возможности учиться за границей, когда участвовал на фестивале Цинандали в Грузии, в
составе Пан-Кавказского молодёжного оркестра (PCYO). Моим ментором был Брендан Кейн,
контрабасист Metropolitan Opera — одна из лучших оперных сцен мира. Тогда я понял, насколько
по-другому они думают о звуке, свободе и личности исполнителя.
Когда я узнал от друга о приёме в Schwob School of Music, решил поступать. Я записал
видеоаудишн, подготовил академическую программу, и через несколько недель получил письмо:
меня приняли и предложили полное покрытие обучения (Scholarship) и позицию
ассистента-профессора со стипендией. Это был момент, который изменил всё.
Конкурс был серьёзным, я знал что на место подаются музыканты со всего мира. Думаю
помогло то, что я не пытался “копировать” западную школу, а играл так как чувствую.
В моей интерпретации всегда есть немного национального характера — энергия,
эмоциональность, даже если это классика. Возможно, именно это и выделило меня среди других
кандидатов.
— Как вы видите роль ассистентской работы или преподавания (Assistantship) в
музыкальном университете как обязательное дополнение к обучению или самостоятельный
опыт развития?
— Спасибо за вопрос. Ещё во время учёбы в школе мой преподаватель, концертирующий
контрабасист Арман Назаров, часто поручал мне помогать младшим ученикам, так как я был
самым старшим в классе. Так я впервые почувствовал, что преподавание мне близко и
интересно.
Когда я стал ассистентом профессора в университете, этот опыт оказался очень полезным.
Мне нравится быть частью образовательного процесса, помогать студентам, делиться
разными методиками и наблюдать, как у них появляется прогресс. Недавно мой профессор
поблагодарила меня, отметив, что студенты стали играть увереннее это, пожалуй, лучшая
награда.
Но работа ассистента это не только педагогика. Она включает и множество организационных
задач: сканирование нот, подготовку учебных материалов, поиск литературы и всего, что
связано с контрабасом. Это большой опыт ответственности и вовлечённости в
профессиональную жизнь кафедры.
— Что для вас стало самым неожиданным в американской музыкальной среде, особенно в
школе контрабаса? Чем подход преподавателей, репетиций и взаимодействия со
студентами отличается от казахстанской и российской традиции, и есть ли методы, которые
вас особенно вдохновили?
— Самое первое, что я заметил здесь, — это аналитичность и дисциплина. В этом, казалось
бы, небольшом университете каждый работает на сто процентов. Всё организовано с
невероятной точностью: оркестр всегда начинается и заканчивается ровно по расписанию, а
работа над материалом идёт очень интенсивно. Думаю, в странах СНГ такая отдача
свойственна профессиональным оркестрам, но редко встречается именно в школах и
университетах.
Что касается преподавателей, каждый из них яркая личность и настоящий мастер своего
дела. Мне особенно повезло с моим профессором, доктором Патрисией Вайтцел. Она не только
выдающийся педагог, но и человек, глубоко понимающий как сольный, так и оркестровый
репертуар. Сейчас мы много работаем именно над балансом этих направлений, и её опыт для
меня бесценен. Доктор Вайтцел оказала огромную поддержку при подготовке моего сольного
концерта, за что я ей очень благодарен.
И, пожалуй, самое неожиданное для меня то, насколько здесь ценят индивидуальность.
Преподаватели не диктуют, как «должно быть», а направляют, задают вопросы, заставляют
думать и искать собственное звучание. В Казахстане и России я получил сильную школу,
дисциплину, фундамент, а в США — свободу, осознанность и уверенность.
— Ваш концерт в River Center, Legacy Hall стал настоящим событием. Как родилась идея
программы, в которую вошли произведения Баха, Боттезини, Пьяццоллы и Брусиловского?
Почему вы включили в программу произведение казахстанского композитора Евгения
Брусиловского? Что оно значит для вас лично?
— Честно говоря, я до сих пор не могу поверить что это случилось! Для меня эта программа
была особенной. Она составлялась так, чтобы показать не только технику исполнительства,
но и показывая кто я как человек и личность. Каждое произведение в ней имело своё значение.
Бах — это моё прошлое, мои первые шаги, ведь я начинал с виолончели.
Боттезини — это гений контрабаса, человек, который возвёл инструмент на уровень Паганини,
показав, что контрабас может быть сольным, певучим и виртуозным.
Дуэт Пьяцоллы — это та свобода музыки, под которую хочется танцевать и петь, которое
порой сложно выразить в классической музыке.
А вот Брусиловский — это особая глава. Его музыка всегда восхищала меня тем как он
чувствовал казахскую музыку. В его композициях отпечатан глубокий фольклорный тон, будто
он знал всех моих предков, их непростую историю и традиции. И так судьбаносно получилось
что в Казахстане я жил на улице названной в его честь (улыбается). Я хочу чтобы
американская публика услышала этот колорит, прочувствовала наш музыкальный язык. Одна
из моих целей как музыканта — популяризация казахской музыки в США, потому что она по
настоящему многогранна, эмоциональна и заслуживает мирового признания.
— Если бы вы могли обратиться к молодым музыкантам из Казахстана, которые мечтают
учиться и выступать за рубежом, что бы вы им посоветовали?
— Я бы сказал не бойтесь мечтать и не откладывайте действия. Идите по зову сердца и
стремитесь к лучшему, тогда вы обязательно найдёте своё место. Будьте смелыми на пути к
мечтам, ищите любые возможности и не бойтесь пробовать новое. Я уверен, что
коммуникабельность это один из ключей к успеху: умение общаться, находить общий язык,
учиться у других открывает удивительные двери.
И, конечно, нужно работать каждый день, честно и с любовью. Тогда дорога сама начнёт
открываться.

АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы ожидается сильный снегопад
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу