Кому больше нужно домашнее задание: ученикам, учителям или министерству просвещения РК? - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+4 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кому больше нужно домашнее задание: ученикам, учителям или министерству просвещения РК?

Кому больше нужно домашнее задание: ученикам, учителям или министерству просвещения РК?

«Домашка» убивает время, здоровье и нервы и у первых, и у вторых. А у третьего?

  • 20 Августа
  • 6420
Фото - Caravan.kz

В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

В начале августа спикер российской Госдумы Вячеслав Володин предложил отменить домашние задания для школьников. Потому что они учатся по 8-9 часов в день. «Дети реально перегружены. И начинают делать «домашку» с помощью искусственного интеллекта».

Как к этому относятся казахстанские эксперты?

Но сначала несколько тезисов.

Во-первых, кто, на каких основаниях рассчитал оптимальную нагрузку на школьников Казахстана? Были какие-то замеры, исследования? Как это влияет на психологическое состояние подростка, его поведение, отношение к школе? Нет информации.

Во-вторых, не всякий преподаватель (ну, за некоторыми исключениями) сумеет определить, учащийся выполнил задание сам или это сделал искусственный интеллект.

В-третьих, старшеклассник грызет гранит науки 6-7 уроков в день. Потом возвращается из школы и еще пару часов выполняет домашнее задание (ДЗ). То есть ребенок трудится даже больше, чем родители?

Закон о труде в РК распространяется только на взрослых? А на детей?

В-четвертых, «домашка» – пытка не только для ученика, но и для родителей. Они, уставшие, приходят с работы и помогают чаду выполнить кучу упражнений. Насколько продуктивно – тот еще вопрос. Особенно в сельской местности. Уровень образования позволяет помочь?

В-пятых, регулярное обращение за подсказками к искусственному интеллекту – это угроза перестать принимать самостоятельные решения?

Да поможет им ИИ!

Ситуацию комментирует педагог, кандидат наук и эксперт ЮНЕСКО в Казахстане Василий Шахгулари.

«Домашние задания давно стали предметом спора в научно-практической среде. Нужны ли они? Будь то математические задачи или задания по языковым предметам. Ещё в начале XX века теоретики образования США критиковали домашние задания и их пагубное воздействие – как на физическое здоровье учащихся, так и на их успеваемость. Тогда эти теоретики смогли убедить власти штата Калифорния запретить домашние задания для учащихся младше 15 лет. Это решение отменили лишь в 50-х годах благодаря общественному мнению. На это повлияли сообщения о достижениях советских школ (вот это да! Не знал – Авт.).

Сторонники домашних заданий (ДЗ) утверждают, что это дает ученикам возможность самостоятельно осваивать академические и жизненные навыки, давая мотивацию на обучение. Домашние задания также позволяют родителям направлять своих детей. И отслеживать их успеваемость.

Противники утверждают, что слишком много домашних заданий вредны: они усиливают стресс, сокращая время отдыха и сна – два фактора, которые важны для обучения. Слишком большое количество часов ДЗ может негативно сказаться на детях, демотивируя их в учёбе. Выполнение ДЗ может быть трудным, как раз здесь им может помочь искусственный интеллект. Учащимся бывает трудно понять задачу. А ИИ в домашних условиях может стать хорошим наставником и консультантом.

Учителей беспокоит вопрос использования ИИ детьми? Каждый раз, когда появляется новая технология, возникает страх, что некоторые ученики воспользуются ею для получения несправедливого преимущества. Но всё меняется. Уже никто не ожидает, что дети будут искать информацию в библиотеках. Крайне маловероятно, что кто-то из учителей попросит учеников написать эссе от руки, а не использовать текстовый редактор. Со временем большинство учителей будут поощрять использование ИИ учениками при выполнении домашних заданий.

Некоторые считают это недостатком – использование ИИ для выполнения ДЗ. Но у этого есть преимущества. Домашние задания – неотъемлемая часть учёбы. Они не только закрепляют, пройденное на уроках, но и готовят учеников к различным тестам. Выполнение домашних заданий, с другой стороны, может быть трудоёмким и отнимающим много времени, особенно если у школьников есть другие обязанности. Например, в сельской местности. С появлением ИИ выполнение ДЗ стало удобным и не отнимающим много времени.

Выполнение домашних заданий на базе ИИ предоставляет учащимся персонализированную помощь с учётом их индивидуальных потребностей. Эти системы способны анализировать успеваемость учащихся, выявлять области, в которых им может потребоваться поддержка, предлагать конкретные рекомендации или пояснения. Такой подход помогает улучшить понимание предмета и повысить общую успеваемость, сэкономить время и силы при выполнении заданий. А еще — быстрее и точнее выполнять задачи, на выполнение которых потребовались бы часы «вручную». ИИ помогает детям эффективнее организовывать и структурировать свои задания – в создании планов, контента, избавляя от необходимости тратить часы на «ручное» оформление своих работ, что повышает точность и надёжность.

Вопросом выполнения домашних заданий с использованием ИИ сегодня занимается наше министерство просвещения. Уже около 120 тысяч учителей проходят курсы повышения квалификации по искусственному интеллекту. 11 августа под председательством президента Токаева состоялось совещание по вопросам развития искусственного интеллекта. По мнению главы государства, «искусственный интеллект должен стать движущей силой развития всех отраслей».

Всегда нужна мотивация! Даже в работе с искусственным интеллектом

Комментарий психоаналитика Гульмиры Егай.

«Тут речь не о самой учебе, учебниках и тетрадках, а о становлении личности ребенка. Предметы в школьной программе нужны для расширения кругозора, создания навыков анализа событий, принятия решений. Важно, не какой объем учебного материала получает школьник, а как «проживает» сам учебный процесс. Индикатором «перегруза» является не количество часов, а степень истощения внимания и эмоциональных ресурсов. Поэтому необходимо чередовать разные виды физической активности и уроков. Чтобы психика школьника успевала восстановиться.

Важна подача учебного материала. Чтобы ребенок не воспринимал учебу, как каторгу. Как вынужденный марафон, чтобы быстрее все пройти и все забыть. А чтобы мог создавать новые нейронные связи и новые навыки. Для этого необходимо сделать фокус на том, чем ученик хочет заниматься. В чем его больший интерес? К чему больше располагают способности и таланты ребенка?

Подросткам необходимо показывать мотивации – для чего он должен получить эти знания. Как он сможет потом их использовать? Домашняя работа нужна больше для закрепления момента «проживания» новых навыков, получения новых осознаний. Домашняя работа – это, скорее, «разговор» с самим собой. Создание связи с внутренним «Я – школьник». Каждая самостоятельно выполненная домашняя работа делает его ближе к самому себе. Что поможет в дальнейшем с профессиональной ориентацией. И снизит уровень психологического давления, повысит чувство самоконтроля.

Делая ДЗ с мотивацией, ученик лучше увидит, к чему предрасположен – к точным наукам или гуманитарным. ИИ – инструмент анализа информации и вариантов решений. Как будет использовать его школьник — для того, чтобы лучше понять тему или избежать ответственности за принятие своих решений, – он сам делает выбор. Главное, чтобы ИИ не стал инструментом для деградации. Ключевые вопросы, которые учащиеся должны задавать себе при выполнении домашнего задания: что нового я узнал сегодня, что нового осознал? Как я могу это использовать? К какому результату стремлюсь?

Навык обучаться в школе самостоятельно может снизить уровень выгорания и эмоционального истощения. Потому что взрослая жизнь и успешная карьера – это навык постоянного обучения и переобучения».

Им не все «домашки» – взять и отменить!

Комментарий педагога с 44-летним стажем Виктории Субботиной.

«Считаю, что надо сократить количество домашних заданий по второстепенным предметам. Оставить только по базовым. И только для тех, кто ориентируется на точные и гуманитарные науки. Объем информации, которые дети получают сегодня в школах, в разы превышает объем знаний, которые давали лет 30-40 назад. Да, повторение пройденного в классе должно закрепляться домашним заданием. Но количество «домашек» надо сократить. Потому что, во-первых, надо щадить психологическое и физическое состояние ребенка. Во-вторых, не всегда искусственный интеллект дает адекватные варианты решения проблемы. Но у школьника складывается убеждение, что он всегда найдет нужный ответ в Интернете. Так незаметно ИИ воспитывает в человеке несамостоятельность, неумение принять решение. Это тревожит больше всего. Потом он вырастет. Возможно, станет руководителем. И станет больше доверять компьютеру, чем себе? А почему никто не отметил, что «домашку» еще и учителя делают? Сегодня и в бумажном варианте, и онлайн. Это сумасшедшая нагрузка».

Справка «Каравана»

На заседании правительства министр просвещения Гани Бейсембаев сообщил, что особенностью нового учебного года станет внедрение ИИ в систему среднего образования. «ИИ интегрирован в предметы «Цифровая грамотность» и «Информатика». Для учеников 1-11 классов разработаны онлайн-курсы Day of AI, а также будут организованы курсы для педагогов».

У многих родителей своя точка зрения на эту проблему. У экспертов — свой взгляд на нее. Итог спору подведет искусственный интеллект?

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Основной въезд в аэропорт закрыли в Алматы

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта