Однако, как правило, такие обсуждения далеки от реальности и выражают лишь видение из одной перспективы, одну точку зрения. Эта концепция нередко упоминается в контексте геополитических прогнозов или как спекулятивный комментарий к укрепляющимся отношениям между Анкарой и странами региона.
Но подобные обсуждения, как правило, далеки от реальных внешнеполитических процессов. Чаще всего они представляют собой очень искаженный взгляд, передающий упрощённую картину, в которой отсутствует комплексное понимание внешней стратегии Казахстана и его роли в регионе.
Здесь важно учитывать, что Казахстан обозначил предельно осторожное отношение к внешним идеологиям еще на этапе становления как независимого государства, и важно, что больший приоритет уделялся здравому прагматизму. С течением времени это отношение сложилось в системный курс: менялась мировая политическая обстановка, вместе с ней развивалась и внешнеполитическая стратегия Казахстана. Если в конце 1990-х годов основной задачей внешнеполитического курса было выстраивание широкой сети дипломатических представительств без разрушения связей с традиционными партнёрами, то сегодня Казахстан является крупнейшей экономикой в Центрально-Азиатском Регионе и второй по величине экономикой в ЕАЭС и признанный участник международной повестки.
Поэтому, когда речь заходит о внешней политике Казахстана, в первую очередь необходимо учитывать реальное положение дел, а не исходить из абстрактых идей или теорий. Учитывая географическое расположение в самом сердце Евразии, очевидно, что Казахстан заинтересован в устойчивой и сбалансированной внешней политике. Именно по этой причине основой международной стратегии страны выступает принцип взаимовыгодного сотрудничества со всеми ключевыми центрами силы, не важно Китай это или Турция, Европейский союз или страны исламского мира. В каждом направлении есть потенциал для мирного развития.
Президент Касым-Жомарт Токаев регулярно подчёркивает, что внешняя политика Казахстана строится на принципах равноправия, конструктивного диалога и прагматизма. К примеру, только с начала года глава государства посетил с официальным визитом такие страны, как ОАЭ, Узбекистан, Россия, Венгрия и Беларусь. В мае в Астане прошел международный форум Astana International Forum-2025 с участием многочисленных международных делегаций, министров, представителей ООН, ЕС, и лидеров бизнеса из более чем 70 стран. Были переговоры на высшем уровне с представителями Китая, Руанды, Италии, Германии и др. Поэтому все ключевые международные форматы, в которых участвует Казахстан, включая недавний визит главы государства в Турцию, подтверждают многовекторный подход к международным отношениям.
На этом фоне становится очевидно, что концепция пантюркизма не представляет актуальности для Казахстана, поскольку она не фигурирует в реальной внешнеполитической повестке Казахстана, не лежит в основе принятых решений по итогам встречи глав Казахстана и Турции. Вдобавок можно отметить, что эта идея не соотносится с долгосрочными целями Казахстана и игнорирует очевидные ограничения для ее реализации – такие, как отсутствие общей транспортно-логистической инфраструктуры, геополитические реалии и интересы самих стран Центральной Азии.
Для того, чтобы такая идеология была реальной необходимо, чтобы у всех тюркоязычных стран были примерно равные экономические возможности и интересы. В реальности мы этой картины мы не наблюдаем. Для большинства стран Центральной Азии является важным партнером, но не основным, всё-таки во внешнем товарообороте нашего региона лидируют такие страны, как Китай, Россия, ОАЭ, Италия, Индия. Хотя товарооборот Турции с Казахстаном стремительно развивается, сегодня он составляет меньше 5% от всего внешнеторгового оборота Казахстана в то время, как у Китая, ЕС и России – стабильно в пределах 15–30%. И подобная ситуация наблюдается у наших ближайших соседей по Центрально-Азиатскому региону. Поэтому, можно с уверенностью говорить, что пантюркизм не входит и в приоритеты ближайших соседей Казахстана, т.к. каждая страна выстраивает внешнюю политику самостоятельно, исходя из собственных интересов.
Важно отметить, для Казахстана Турция интересна в несколько иной перспективе, не как центр идеологического притяжения, а как важный партнёр, и этому способствует ряд факторов. В первую очередь, географическое положение Турции объективно связывает Центральную Азию с Европой, Ближним Востоком и Средиземноморьем, что делает турецкое направление логичным и важным элементом внешнеэкономической стратегии Казахстана.
Сегодня Турция входит в число ключевых торговых партнёров Казахстана. Сотрудничество между странами носит взаимовыгодный и равноправный характер. Для казахстанского бизнеса Турция открывает возможности выхода на рынки Европы и Ближнего Востока, тогда как для Анкары Казахстан остаётся надёжным поставщиком сырья и транзитным хабом на пути в Китай. Экономические различия способствуют развитию торговых отношений. Казахстан поставляет через Турцию в Европу сырьевые ресурсы (нефть, металлы, различные продукты сельского хозяйства), Турция – машины и оборудование, продукцию обрабатывающей промышленности, фрукты, медикаменты, оборудование для производства.
За последние два десятилетия Турция инвестировала в экономику Казахстана более 6 миллиардов долларов. Имеются совместные проекты в торговле, туризме, образовании, строительстве, сельском хозяйстве, фармацевтике, промышленности и логистике. Иными словами, это партнерство основано не на идеологической, а на экономической и институциональной основе, т.е. на реализме, с уважением суверенитета и самостоятельности сторон.
С началом геополитического кризиса и обострения конфликтов в Восточной Европе, поиск альтернативных цепочек поставок и укрепление маршрутов обретает особое значение. Более актуальным становится развитие таких проектов, как транскаспийского транспортного маршрута (TITR), также известного как «Срединный коридор», соединяющий Китай, Центральную Азию, страны Южного Кавказа, Турцию и Европу. Реализация проектов такого масштаба требует значительных совместных усилий и не ограничивается общими культурными ценностями, т.к. нужны конкретные, согласованные шаги и учитывать совместные вызовы, такие, как региональные конфликты и экономические кризисы. Практическая реализация Срединного коридора требует наращивания мощностей казахстанских портов, упрощения таможенных процедур, устранение узких мест в инфраструктуре.
Казахстан состоит во множестве международных организаций, в том числе ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ШОС, ОДКБ, ОИС, ОТГ, ЕАЭС и других. Во многих из них Казахстан состоит в членстве параллельно с Турцией. В частности, Организация тюркских государств способствует развитию экономики, культурного сотрудничества, туризма. Важно отметить, что членство Казахстана в ОТГ не предполагает каких-либо дополнительных обязательств или единой внешней политики. На практике не отдается приоритет одной или другой организации, в каждой из них достигаются отдельные задачи. Благодаря последовательной и прагматичной внешней политике Казахстан сохраняет стратегическую автономию и выстраивает равноправные отношения с ключевыми центрами силы. Такая модель обеспечивает не только устойчивое развитие внутри страны, но и усиливает её роль как конструктивного и зрелого участника международной системы.
Благодаря такому подходу сегодня Казахстан все чаще воспринимается как восходящая региональная или средняя держава. В январе 2024 года Германский институт международных отношений и безопасности включил Казахстан в список средних держав мира, наряду с Бразилией, Египтом, ОАЭ, Швейцарией, Австрией, Турцией.
В своих выступлениях Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую миссию подобных государств: «Казахстан с точки зрения географического расположения, экономического потенциала, современной геополитики рассматривается большинством государств мира как страна, имеющая стратегическое значение. Поэтому с нами хотят поддерживать дружественные отношения не только традиционные партнёры, но и страны даже африканского континента. На Западе, да и во всем мире, Казахстан называют средней державой. Этот статус, конечно, ко многому обязывает, прежде всего к ответственному поведению на международной арене, конструктивному подходу к острейшим проблемам современности».
Уже сейчас Астана выступает инициатором многих региональных инициатив (площадки в формате «Центральная Азия + 1», регионального направления ООН, миротворческие предложения и др.)тем самым укрепляя свой статус равноправного лидера региона, а не следующего за внешними центрами силы или идеологиями.Казахстан позиционирует себя как мост между Востоком и Западом, Севером и Югом, этот образ гораздо ближе к реальности, чем концепции «Турана». Итоги недавнего визита Токаева в Турцию подтверждают данное утверждение. Переговоры с Эрдоганом закончились соглашениями о сотрудничестве в различных отраслях. Никаких соглашений о создании военных блоков не обсуждалось. Обсуждались вопросы инфраструктуры, инвестиций, торговли, промышленности, логистики.
Казахстан сегодня делает ставку на прагматизм, многовекторность и участие в существующих международных структурах, где он может отстаивать себя как равноправный партнёр. Идеи же пантюркизма рассматриваются в Астане скорее как историко-культурный контекст для дружбы народов, но не как реальный политический проект.
Поэтому идея пантюркизма как основа для сближения на культурной или языковой близости не имеет прикладного значения в геополитических масштабах, где важны национальные интересы, институциональная гибкость, экономический расчет.
Степан Шрамко
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу