Рост тарифов и новые проблемы: к чему ведет монополия в энергетике Казахстана - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+7 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Рост тарифов и новые проблемы: к чему ведет монополия в энергетике Казахстана

Рост тарифов и новые проблемы: к чему ведет монополия в энергетике Казахстана

Энергетика в Казахстане постепенно деградирует. Поэтому и людям, и правительству следует быть готовым к снижению качества электроэнергии и к росту цен.

  • 21 Февраля
  • 7833
Фото - Caravan.kz

Возможно — и к перебоям в поставках электроэнергии. Такое мнение высказал в интервью Caravan.kz председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций  Сергей Агафонов.

Деградируют не ГЭС и ТЭЦ. У производителей все относительно нормально. Более того, этот сектор даже развивается. Проблемы начинают проявляться на уровне распределения и доставки электроэнергии до потребителей, то есть нас с вами. Первые звонки уже прозвенели.

Так, 3 февраля более сотни жителей садового общества «Зачаганский» перекрыли дорогу, ведущую в Уральск. Они не давали проехать по дороге легковым и грузовым автомобилям. Жители таким образом пытались добиться включения электроэнергии, которой сегодня нет с полудня.

На место приехал аким Зачаганска Аккалий Аубекеров и прокурор Уральска. Им удалось увести людей с дороги. Аким пообещал решить проблемы. 

Позже выяснилось, что у жителей образовалась задолженность за электроэнергию. Собравшиеся винят в этом бывшего председателя садового общества «Зачаганский», который якобы оставил эту задолженность. 

«Такого рода конфликты будут происходить все чаще и чаще, — уверен Сергей Агафонов. — После реформы в энергетике в прошлом году и отказа от развития конкуренции в продаже электроэнергии, на рынке наступила монополия. В стране остался 21 РЭК (Региональная электросетевая компания. – «Караван»). Каждый монополист в своем регионе», — рассказывает Сергей Агафонов.

Как любой монополист, эти РЭКи все меньше будут заинтересованы идти на контакт со своими потребителями. Они не будут представлять потребителям рассрочки, они не заинтересованы в предоставлении немонетарных стимулов. Поэтому в случае конфликта им будет проще «отключить газ», чем о чем-то говорить с потребителем.

Их никто не обвиняет. Их самих загнали в эту ловушку, навесив на них функцию, которая для них несвойственна, считает энергетик.

Эта функция – продажа. Мы сейчас знаем, что продажа — это тоже работа. Мы все привыкли, что продавец нас облизывает, чтобы втюхать нам что-то. Это может быть куртка на рынке, пылесос в магазине, пицца на доставке. Везде покупатель может поторговаться, скинуть 5-10 % от цены, запросить рассрочку или кредит, сказать, чтобы ему привезли товар на дом, причем уточнить, когда он будет дома, попросить подарок, потребовать установку. Понятно, что это расходы, на которые продавцы идут с удовольствием.

Так работают банки в Казахстане. Большая часть казахстанцев уже забыла, что такое кошельки: мы почти не носим наличные с собой. Надо показать удостоверение – мы достаем телефон. Взять деньги в кредит или оплатить квитанцию – мы достаем телефон. Сходить в магазин или аптеку – мы берем телефон. Рынок финансовых услуг в нашей стране – жесткий и конкурентный.

В энергетике ситуация обратная. Нынешним РЭКам в Казахстане эта функция не нужна. Для них эти расходы лишние, потому что им не с кем конкурировать. Они монополисты. Поэтому им нет нужды вести работу с клиентами. В идеале для РЭКов вся работа с клиентами.ю с нами со всеми, должна строиться так: я тебе прислал квитанцию, ты оплатил. С остальным, пожалуйста, не морочь голову.

«Поэтому им невыгодно модернизировать свой сектор услуг. Они не будут проводить цифровизацию. Зачем? Вы все равно сами придете в РЭК и будете рады, если решите вопрос за день-два», — говорит Сергей Агафонов.

Готовьтесь к тому, что вместо чистых офисов энергокомпаний вернутся обшарпанные конторы с очередью в окошко, где будет сидеть не привлекательная девушка, а бабка, уставшая от всех этих надоедливых людишек, которые не понимают, зачем надо собирать два десятка справок. Все равно к этой бабке будут приходить. А открывать много окошек невыгодно, потому что ты все равно будешь стоять в этой очереди.

Конфликты на уровне продажи самые простые: установка и замена счетчиков, поверка, сверка данных, сверка счетов. То, из-за чего конфликты были еще в Союзе. Теперь они возвращаются.

«Президент говорил: «Не нужно оставлять простого человека один на один с монополистом». До прошлого года потребитель мог сказать: мне не нравится эта РЭС, слишком большой у нее тариф. Любой цех или ферма, которые хотели подключиться к сетям, могли обратиться к ЭСО. Как любой продавец, ЭСО стремилась помочь покупателю и сопровождать его на всех этапах. РЭК почти всегда предъявляет завышенные требования, поэтому потребителям электроэнергии нужны посредники, которые разбираются в энергетике и могут сделать эту работу», — говорит эксперт.

Теперь про это тоже придется забыть. Потому что никто не сможет сменить продавца. Вы не на базаре. Вы в энергетике Казахстана. Здесь работает монополизм. Поэтому жить вы будете по его правилам.

«Ты приходишь в РЭК — там окошко, и в одном лице сидит эта тетка. И она говорит: милок, если тебе что не нравится, вали отсюда! Это огромное поле для коррупции. Как только уходит конкуренция, этот вакуум заполняет коррупция. Решить вопрос через знакомых, выйти на нужного человека, электрик, который может что-то переподключить. Все это придется вспоминать», — уверен С. Агафонов.

Энергетика— такой сектор, который оказывает влияние на всю экономику. Без яиц и мяса можно прожить. А сколько вы заработаете без света, тепла, свежего воздуха? Или хотя бы без компьютера и холодильника, которые сгорят от скачков напряжения?

Сегодня в Казахстане снова заговорили о кластерах и точках роста экономики. Эти проекты могут быстро превратиться в прожекты, потому что правительство оставляет малый и средний бизнес один на один с РЭКами. Какое развитие, если подключиться к местному трансформатору становится проблемой?

«Сейчас люди шокированы из-за роста тарифов, который ничем не сдерживается. Я согласен с тем, что тарифы надо поднимать. Другое дело, как и на сколько? Кто это определит? Эксперты? В развитой экономике есть четкий механизм изменений цены – это конкуренция. Если бы в нашей энергетике она сохранилась, я уверен, рост цен был бы не таким резким», — считает глава ассоциации.

Точно так же он ставит под сомнение реализацию и другой программы, начатую по инициативе главы Казахстана – экономики простых вещей. Но только в энергетике. Если мы отказались от конкуренции, то у предприятий – в данном случае у РЭКов – нет нужды что-то улучшать. Зачем, если и так все работает? А деньги можно получить через новые тарифы.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Казахстан: экотуризм - путь в будущее.

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Казахстан: экотуризм - путь в будущее.

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта