Опубликовано: 7800

На отлично сдадут юго-западные регионы и центральный Казахстан: эксперт о предстоящих экзаменах по казахскому языку

На отлично сдадут юго-западные регионы и центральный Казахстан: эксперт о предстоящих экзаменах по казахскому языку Фото - © Sputnik / Ирина Семибратова

Будем надеяться, что цели экзамена будут достигнуты, а в ближайшей перспективе и культурная цель экзамена будет реализована, и молодое поколение будет говорить на казахском свободно и без стеснения, считает отечественный эксперт в сфере образования.

Казахстанские ученики 5-8 и 10 классов впервые будут сдавать экзамен по предмету «Казахский язык». Экзамены пройдут с 27 по 31 мая. Каждая школа сама устанавливает точную дату, передает Caravan.kz.

Тестирование пройдет в двух форматах: письменно и устно. В письменной части учащимся предстоит написать эссе, а в устной экзаменаторы проверят их чтение, слушание и разговорные навыки. Всего экзамен будет длиться три часа.

По данным Минпросвещения, экзамен похож на контрольные, которые школьники сдают каждую четверть. Педагоги каждой школы самостоятельно подготовят задания.

В связи с тем, что этот экзамен в этом году проводится впервые, итоговая оценка будет зависеть от результата экзамена (30%) и годовой успеваемости студента (70%).

Тема определенно важна, актуальна и заслуживает отдельного внимания и тщательного разбора от эксперта в сфере образования, коим и является сегодняшний спикер медиа-портала Caravan.kz – Наталья Новосельцева – директор издательского дома «Көкжиек-Горизонт», кандидат педагогических наук, педагог-мастер.

- Наталья Владимировна, какими вам видятся основные цели введения экзамена по казахскому языку для учеников 5-8 и 10 классов в Казахстане? И будут ли они достигнуты?

- Всем известно, что экзамены проводятся по самым важным предметам. Таким образом, введение регулярного экзамена по казахскому языку подчеркивает важность и значимость предмета. Цель любого экзамена – проверить знания учащихся. Но тут, на мой взгляд, еще и культурная цель – говорить на казахском языке. Постепенно эта норма войдет в культуру казахстанцев. Почему экзамен проводится с пятого класса? Обычно именно в 5 классе происходит резкий спад успеваемости. Дети чувствуют ослабление контроля, попадают в условия кабинетного обучения, много новых незнакомых учителей и, как следствие, снижение мотивации к учебе. Будем надеяться, что цели экзамена будут достигнуты, а в ближайшей перспективе и культурная цель экзамена будет реализована, и молодое поколение будет говорить на казахском свободно и без стеснения.

- Какие вызовы могут возникнуть при проведении экзамена по казахскому языку в двух форматах: письменном и устном?

- Мне лично трудно представить, как ученики 5 класса будут сдавать экзамен 3 часа, по сути, в формате экзамена по языку в магистратуру. Да и написание эссе – задача не из лёгких. Не каждое сочинение подходит под нормативы эссе. Устный этап, мне кажется, легче сдать, но и там есть психологические моменты. Например, ребенок сомневается, боится ответить, вдруг неправильно. А учитель это расценивает как незнание.

- Можно ли сказать, что проведение экзаменов по казахскому языку будет абсолютно справедливым, объективным и эффективным?

- Тут может случиться история, которая произошла с моим учеником. Тимур С. Пошел в школу с шести лет, был самым маленьким в классе. Но самым умненьким… Мама, кандидат наук, уволилась с работы, чтобы помогать сыну учиться и заниматься его развитием. Начальную школу он закончил отличником, был лучшим учеником в классе, да, пожалуй, и в школе. Прошли годы… На десятилетие окончания школы мои ученики пригласили и меня отметить это событие. Там был и Тимур. Сейчас он работает пилотом в крупной авиакомпании. Я была уверена, что он закончил школу с золотой медалью. Но оказалось – нет, именно по казахскому языку учитель не поставила ему «отлично». Причём, она открытым текстом ему заявила, что никогда не поставит ему «отлично» по той простой причине, что он казах, но не казахоязычный. Так и говорила… Когда Тимур мне это рассказывал не без дрожи в голосе, я почувствовала всю его боль, и мне, как учителю, было и обидно, и стыдно… Эта история и про справедливость и про объективность. Поэтому нужен всесторонний контроль, чтобы оценка выставлялась за экзамен по четким, заранее известным критериям, чтобы была система апелляции. Чтобы ученики не слышали таких реплик в свой адрес: ты не казахоязычный, больше тройки тебе не поставлю…

- Стоит ли ожидать каких-либо однозначных результатов: все сдадут на отлично, либо поголовный неуд, либо средний балл? Или же результаты могут оказаться самыми разными?

- Мне кажется, результат будет отражать языковую картину страны. На отлично сдадут юго-западные регионы, центральный Казахстан, а север и северо-восток оценки будут чуть скромнее, но тоже хорошие.

- Насколько оценки будут объективны, справедливы и отразят ли они действительность по части владения казахским языком среди школьников?

- Очень хочется объективности. Реальной картины. Но, боюсь, в погоне за результатом мы ее так и не увидим. Это же внутренний экзамен. Сейчас именно от администрации школы зависит, будет ли результат объективным.

- Какие изменения в учебной программе могут потребоваться для более эффективной подготовки учеников к сдаче экзамена по казахскому языку?

- Сейчас мы стоим на пороге принятия нового ГОСО и новых типовых учебных программ по всем предметам, в том числе по предмету «Казахский язык и литература». Было много разговоров и предложений разделить этот предмет и изучать в классах с русским языком обучения отдельно как предмет «Казахский язык», а казахскую литературу изучать на языке обучения (на русском). Ведь нет предмета «Английский язык и литература», есть просто «Английский язык», «Немецкий язык», и только у нас в Казахстане объединили два разных по целям предмета в один. Такая же ситуация с предметом «Русский язык и литература». Для более эффективной подготовки к экзамену необходимо разделить предмет на язык и литературу. Да и если следовать букве закона, почему предмет называется «Қазақ тілі мен әдебиеті», а экзамен «Казахский язык» без литературы. При этом отметка будет итоговая по предмету «Қазақ тілі мен әдебиеті». Даже на сайте министерства информация именно про экзамен по предмету «Казахский язык», которого в школах с русским языком обучения нет с 2017 года!

- Какие преимущества и недостатки можно выделить в использовании нового экзамена по казахскому языку для учеников 5-8 и 10 классов?

- Преимущества – это, прежде всего, ежегодный, то есть систематический мониторинг, возможность исследования прогресса в изучении государственного языка. Понимание неотвратимости экзамена по сути должно мотивировать учеников к более тщательной подготовке к каждому уроку казахского языка и литературы. Экзамен подчеркнет важность предмета, ценность знания казахского языка. Из недостатков – перегибы на местах, замена критериального оценивания личными предвзятыми убеждениями «кто какой оценки заслуживает».

Будем надеяться, что преимуществ будет больше. Учителя наверняка при подготовке экзаменационных материалов учитывают все виды речевой деятельности, в соответствии с программой и методикой преподавания казахского языка. Всем ученикам желаем удачи! Главное – не бояться, не паниковать, готовиться к экзамену не в последнюю ночь перед ним, а весь год. Учителям хотим пожелать талантливых учеников!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи