Тендер на отстрел бездомных животных и сжигание их трупов в специальном крематории планировалось проводить на портале госзакупок. Для этого выделили 42 миллиона тенге. Столько же денег выделили и в прошлом году, тогда было ликвидировано 11 088 собак. Победитель тендера должен был определиться в феврале, но госзакупки не состоялись. Как пояснил руководитель КГП “Атырауская городская ветеринарная станция” Сатыбалды ОРАЗГАЛИЕВ, причина в реорганизации станции. Теперь она передана в ведение областной ветслужбы, и тендер должен проводить акимат Атырауской области.
В этом году обещают не убивать животных сразу. Их будут отлавливать сеткой и на сутки помещать в вольеры, чтобы у хозяев животных или других людей было время их забрать.
Число атыраусцев, укушенных собаками, исчисляется сотнями. Агрессивные животные продолжают пугать и кусать прохожих.
– С начала года в травматологическое отделение обратились 26 детей с укусами животных, – поясняет директор Атырауской областной детской больницы Нуркабыл АЙТМУХАМБЕТОВ.
В прошлом году помощь потребовалась 383 детям. 155 из них пострадали от бродячих собак, а 177 – от домашних псов. 22 мальчика и девочки покусали бездомные кошки, 23 – свои же мурки. 129 ребятишек укусили за ноги, 73 – за пальцы, в разные части туловища – 63, множественные укусы получили 15 человек.
Не меньше укушенных и среди взрослых атыраусцев. По словам заведующего травматологическим отделением областной больницы Асхата БИСЕНГАЛИЕВА, в среднем в травматологию обращается один человек в день.
Экономная защита
Зооволонтеры предлагают рассмотреть другой вариант решения проблемы, помогающий ликвидировать агрессию псов и сэкономить бюджетные деньги.
По мнению председателя общественного объединения “Атырау. Маленькая страна” Ерлана КУМИСКАЛИЕВА, жестокое обращение с животными нужно и можно исправить.
– Мы можем стрелять сколько угодно, но результата это не даст. Я сам, как зоозащитник, человек, который видит, что собаки приносят добро, хотел бы, чтобы применяли гуманный метод. В прошлом году совместно с городским акиматом был реализован пилотный проект. Нашим коллегам из фонда “Доброе сердце” выделили 5 миллионов тенге на стерилизацию и кастрацию бездомных животных, – высказывается Ерлан Кумискалиев.
Ерлан никогда не забудет, как еще в школе на его глазах стрелок убил несколько собак. Всё это он увидел из окон школы. Это до такой степени потрясло мальчика, что он начал заикаться.
– Самый чудовищный способ борьбы с бездомными собаками – их массовое уничтожение. Но никто не задумывается, что испытывают дети при этом, никто такую статистику не ведет, – делится Ерлан.
Собаки – не враги людям. Ерлан Кумискалиев с помощью собак лечит детей с диагнозом ДЦП. Он открыл центр по поддержке детей с повреждением головного и спинного мозга. В центре применяется такой метод лечения, как канистерапия. Вместо врачей с малышами работают обычные собаки. С помощью животных реабилитацию здесь проходят около сотни ребят с синдромом Дауна, ДЦП и аутизмом. Некоторые дети после такой терапии пошли в детские сады и школы.
Зоозащитник привел опыт Грузии и Турции. Там бережно относятся к братьям нашим меньшим. При кастрации и стерилизации животных они не будут метить территорию. У них пропадает агрессия, и в целом снижается численность бездомных животных.
– Мы общаемся с нашими коллегами-зоозащитниками по всему Казахстану. Вместе посчитали, изучили, что если будем также проводить стерилизацию и кастрацию животных, через 6–7 лет будет абсолютно другое поголовье собак, их поведение изменится. Хотели бы попросить городские и областные власти о том, чтобы нам предоставили возможность заниматься такой работой через финансирование НПО. Первый опыт уже есть, – приводит доводы Кумискалиев. Эвтаназия для животных: кто-то должен делать эту работу — откровения ловца собак
Дворянские охранники
В Атырау представители фонда помощи животным “Доброе сердце” помогают со стерилизацией и кастрацией бездомных животных.
В рамках проекта стерилизовали 150 собак и 200 кошек. Также в разных частях города установлены 5 кормушек, где неравнодушные люди могут покормить животных. На сегодня фонд арендует земельный участок на 30 соток под питомник для бездомных животных.
Собаки в вольерах встречают гостей истошным лаем. У некоторых псов текут слезы, пытаются просовывать лапы сквозь клетку.
Еду по очереди готовят сами волонтеры, всего в благотворительной организации 10 человек. Зооволонтер Венера МАНАСОВА руководит танцевальной студией, а волонтерством начала заниматься 5 лет назад.
Однажды ее попросили подвезти сбитую автомашиной собаку, и с тех пор душа накрепко привязалась к такому непростому делу – спасению бездомных животных. А собака, ставшая инвалидом, живет у нее дома.
Сейчас в вольерах 130 собак и 35 кошек. В день хвостатым подопечным нужно 3 мешка сухого корма, каждый по 20 кг, и еще отдельно приготовленный – из мясных костей.
– Берем отходы, – поясняет Венера.
Один мешок сухого корма стоит 10 тысяч тенге, причем волонтеры покупают напрямую без посредников, обычно цена такого мешка – 15 тысяч тенге. Также нужен наполнитель для кошачьих туалетов, а уборка – через день, еще сено для собачьих подстилок. Опять деньги. Стерилизация – тоже дело дорогостоящее, 20–25 тысяч тенге за одну процедуру. Всё это делается на добровольные пожертвования.
Недавно в фонде узнали, что власти Караганды и Уральска, поддержав зоозащитников, пообещали выделить деньги не на убийство бездомных животных, а на их стерилизацию и кастрацию.
– Может, и в Атырау так сделают, – мечтает Венера Манасова.
Потомственный кинолог, бывший сотрудник полиции Серик АЙТПАЕВ как никто другой знает психологию собак. После выхода на заслуженный отдых не бросает любимое дело. Сейчас он руководит атырауской кинологической службой “Нукер”, учит любителей собак, как правильно их воспитывать, выполнять команды. И делает это бесплатно. Серик Айтпаев считает возможным обучать бездомных собак полезному делу.
– Например, раньше кочевникам помогали охранять стада коров и овец обыкновенные дворняжки. Почему бы дворняг не раздать пастухам?
Но пока вопрос судьбы бездомных животных остается открытым.
Атырау