Поводом к выступлению советника стала волна негатива вокруг законопроекта “О личных подсобных хозяйствах”, который подготовило МСХ. В социальных сетях началась небольшая истерия вокруг положений документа. Например, что он заставит регистрировать всех домашних животных на селе, чтобы налоговики могли исправно собирать с них деньги и вообще ограничить крестьян в количестве живности.
Главная цель законопроекта, по словам Толеутая Сатаевича, – создать условия для возникновения кооперативов ЛПХ на селе. Сегодня в стране – 2 186 сельских округов. Если в каждом будет создан кооператив, то их будет минимум 2 186. Государство берет на себя обязательство субсидировать эти кооперативы. Всего будет 2 вида субсидий: инвестиционное и субсидирование услуг. По первому – МСХ будет стимулировать автономные ассоциации закупать технику для своих нужд. Например, для заготовки кормов животным, принадлежащим пайщикам. Комплект оборудования, по мнению советника министра, стоит 20 миллионов тенге. 10 миллионов из них даст государство. Здесь понадобится 21 миллиард тенге за 5 лет, чтобы обеспечить все гипотетически возникающие структуры техникой. Это – 4 миллиарда в год. Где они будут обслуживаться, на чем работать и кто за ними будет следить – разумеется, дело уже самого хозяина. Но опыт показывает, что оборудование достается самому ушлому кулаку, и иногда он снисходит до помощи соседям. Поэтому нужна и правовая помощь людям.
Второй вид помощи – субсидирование услуг кооперативов своим пайщикам. Это примерно 200 МРП, или около 7 миллионов тенге год. На страну – около 15 миллиардов тенге. Итого на субсидирование всех кооперативов ЛПХ понадобится не более 20 миллиардов тенге в год.
Зарплата крестьянина – в 1,5 раза ниже средней по стране, а среднедушевой доход – в 2 раза ниже городского уровня. Безработица в отдельных селах достигает 90 процентов. Крупный агробизнес занят только бизнесом. Его проблемы села интересуют мало. Он даже готов, чтобы его специалисты жили в городах, а работать в поле приезжали на время, на вахту, как в нефтяных компаниях.
Но при этом есть и большой задел, который грех не использовать. При анализе данных, в 2003 году выяснилось, что постоянную работу имеют только 500 тысяч из 8 миллионов казахстанцев, живущих в селе. Остальные живут/выживают с доходов или при помощи своего подсобного хозяйства или имеют к таким отношение. Тогда-то и родилась идея помочь людям развивать ЛПХ.
Более того, уверен советник министра, до 80 процентов отдельных видов продуктов питания в стране производят именно личные огороды казахстанцев. Это – овощи, фрукты, мясо, по сути, товарное производство, но снабжает оно город по серым схемам. То есть логика простая: если создать условия, при которых ЛПХ можно обелить перед законом и немного помочь кооперативам, то они будут и налоги платить, и развиваться, и появятся крупные объединения, которые смогут получать вменяемые субсидии от государства. И если крестьяне сейчас на полусогнутых умудряются кормить и себя, и город, то что же будет, когда они крепко встанут на ноги? Тогда у нас и цены скакать не будут!
Иначе говоря, казахстанскому селу нужен крепкий крестьянин, кулак, вокруг которого будут строиться производство продуктов питания, внедряться новые технологии, может быть, проходить деньги.
– Это уже третья попытка провести закон об ЛПХ через парламент, – сказал Толеутай Рахимбеков. – Первая попытка была в 2003 году. Второй раз – в 2017 году, по инициативе прежнего министра Аскара Мырзахметова в МСХ вернулись к разработке законопроекта об ЛПХ. Но его сменили, сменилась аграрная политика, был взят курс на развитие крупного агробизнеса, и вторая попытка законопроекта об ЛПХ была свёрнута. Я уверен, третья попытка будет успешной, и в Казахстане появится закон об ЛПХ, как во многих других странах.
Интересно, что все 3 даты приходятся на периоды, когда в МСХ работал сам Толеутай Сатаевич. В 2003–2006 годах он попеременно был директором нескольких департаментов министерства. В 2017 году – даже вице-министром. А в 2021-м стал советником министра. Можно предположить, что настоящим инициатором законопроекта является сам Толеутай Рахимбеков. Но он скромно отводит от себя все домыслы. В Казахстане требуют возродить кооперативы
Будет ли работать документ, если его примут? Сказать трудно, так как он продвигает идею самоуправления на местах.
Сам законопроект – это упорядочение всех законов, которые попросту не работали. А почему они не работали? Видимо, потому, что не работало и местное самоуправление. То бишь – маслихаты.
Что такое маслихат сегодня? Формально – отдельная ветвь власти в области, городе, районе. А на самом деле? Это структура, которая утверждает решения местного акима. Покажите мне маслихат, который бы обсуждал решение акима месяцами. Или возвратил в акимат хотя бы половину его бумаг. Сколько я ни пытался, так и не нашел такого опыта, скажу только, что честно ковырялся на сайтах акиматов Алматы, Алматинской, Костанайской, Кызылординской областей. Более того, сами маслихаты находятся в зданиях акиматов. А их сайты – это часть сайта акима. Чтобы заставить их работать, надо их переизбрать. А когда у нас следующие выборы в маслихаты?
Все слова Рахимбекова звучат красиво, пусть они и обернуты в сермягу жизни. Но опыт говорит, что кооперативы появляются не там, где их создает государство, а там, где люди видят их необходимость. Там, где они выгодны и приносят доход семье, а не несут проблемы. Вспомните, как вы себя ведете в своем доме? Правительство пытается избавиться от опостылевших КСК и создать ОСИ. Но они тоже не возникают, потому что это, оказывается, совсем-совсем дорого, да и хлопотно. А люди привыкли жить по принципу “моя хата с краю”. Так и здесь. Но на селе и спалить хату могут. Хотя нет, здесь я лучше помолчу.