Бизнес-гены есть в каждом из нас - Караван
  • $ 488.26
  • 530.54
0 °C
Алматы
2024 Год
1 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бизнес-гены есть в каждом из нас

Бизнес-гены есть в каждом из нас

В период кризиса 90-х именно малый бизнес вынес на своих плечах экономику страны. Сегодня на него снова возлагают большие надежды. Но готовы ли казахстанцы взяться за свое дело? У кого больше развита деловая жилка: у южан или северян? Сколько денег потребуется им, чтобы стартануть? И хватит ли духу?

  • 29 Февраля 2016
  • 2676
Фото - Caravan.kz

Плох тот казахстанец, который не мечтает стать бизнесменом. Можно так перефразировать старую пословицу. Это у нас в крови! На каждом тое, в бесконечных тостах можно не раз услышать пожелания на тему: “Чтоб твой бизнес рос”. Быть бизнесменом почетно, и не важно, каким, главное – двигаться.

– Ты слышал, Баке бизнес открыл…

– Да? Вот красавчик!

– Самсу продает!

– Жарайсын!

Это из разговора двух респектабельных “менов” в лифте в Шымкенте. Но, как выяснилось, такое отношение к бизнесу далеко не везде в стране. Интересное исследование провели в Институте экономических исследований по заказу национальной палаты предпринимателей “Атамекен” и министерства национальной экономики РК. И выяснили, где у нас больше всего живет “деловых” казахстанцев, сколько денег они готовы вкладывать в свое дело и главное, чем же хотят заниматься.

Южане – бизнесмены, северяне – работники

– В число регионов – лидеров по количеству трудоспособного населения, выразившего твердое намерение открыть свое дело, вошли Южно-Казахстанская, Алматинская, Актюбинская и Карагандинская области, – сообщили нам эксперты института. – В группу со средними показателями предпринимательских намерений вошли крупнейшие города республики – Астана и Алматы, Атырауская, Западно-Казахстанская, Жамбылская, Костанайская, Мангистауская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области. В группе аутсайдеров – Кызылординская, Северо-Казахстанская и Акмолинская области. Причин низкого уровня заинтересованности населения в предпринимательстве несколько: во-первых, регионы, вошедшие в данную группу, традиционно отстают по количеству активных субъектов предпринимательства, что является следствием отсутствия обширного рынка сбыта, во-вторых, предприниматели данных областей испытывают значительное давление со стороны российских производителей.

В период колебаний курса рубля делать бизнес в приграничных районах оказалось вообще невыгодно. Поэтому, услышав, что кто-то хочет открывать свое дело, не удивляйтесь, что северяне покрутят у виска.

Но одно дело – хотеть стать бизнесменом, а другое – иметь реальные шансы превратить свою идею в действующее доходное предприятие. В институте просчитали и эти шансы.

– Наибольшая вероятность появления сильных предпринимателей есть в Атырауской области (7 из 100 потенциальных предпринимателей). Также можно особо выделить Актюбинскую (4 человека из 100) и Мангистаускую области (3 человека из 100). Таким образом, западные регионы Казахстана имеют наибольший потенциал.

Центральные регионы страны, Павлодарская область и Алматы имеют относительно сильный показатель по данной выборке (1 человек из 100). Остальные регионы в данной структуре представлены крайне слабо.

Еще один интересный факт состоит в том, что больше всего потенциальных бизнесменов проживает именно в сельской местности. И женщин среди них больше, чем мужчин!

Быть бизнесменами на словах хотят многие, но реальные шаги предпринимает лишь половина опрошенных.

– Наиболее активно в данном направлении работают будущие предприниматели Актюбинской области, где в течение года три четверти из них вели работу для запуска своего дела, – пояснили нам эксперты.

Шесть процентов – это лица, видящие в предпринимательстве альтернативу отсутствию лучших условий на действующем месте работы либо отсутствию работы вовсе.

Каждый третий потенциальный предприниматель из регионов-лидеров выбирает бизнес из-за отсутствия других возможностей для получения дохода.

Таким образом, предпринимательство в регионах-лидерах для большинства является не осознанным выбором, а следствием отсутствия других возможностей для получения дохода.

За чей счет банкет?

Идея есть, желание работать тоже, но где взять деньги и сколько? Лишь единицы казахстанцев, начиная бизнес, просчитывают все до мелочей, составляют бизнес-планы. Но вот сколько им приблизительно потребуется денег, смогли ответить почти все. Интуиция – это наше всё! Итак.

Большинство респондентов отметили, что для начала своего дела им понадобятся средства в объеме одного миллиона тенге (33 %), 14 % планируют вложить средства в размере трех миллионов, еще 14 % – в объеме пяти миллионов. Остальные ответы распределились в диапазоне от ста тысяч тенге до трехсот (14 %), от 1 200 до 2 500 тысяч тенге (14 %) и от 5,5 до 10 миллионов тенге, 11% затруднились с ответом.

При этом порядка 30 процентов готовы вложить собственные средства в будущий бизнес.

Таким образом, можно заключить, что для запуска своего дела каждому третьему потенциальному предпринимателю понадобится лишь порядка одного миллиона тенге.

Характерной особенностью ведения бизнеса в Казахстане можно выделить его родственную ориентированность. Есть даже шутка: глупый деньги берет в банке, а умный – у Баке…

– Опрос потенциальных предпринимателей показал, что в случае необходимости привлечения внешних источников финансирования они обратятся в первую очередь к родственникам и близким, – отмечают эксперты Института экономических исследований. – При этом новые для Казахстана технологии финансирования, такие как венчурный капитал и краудфандинг, пользуются наименьшей популярностью, что свидетельствует о слабой информированности населения об альтернативных источниках финансирования и в целом слабой финансовой грамотности. Наиболее популярные среди населения институты финансирования – банки – являются вторым пунктом обращения населения в случае необходимости финансирования.

Вообще, семейный бизнес – это по-нашему.

– Порядка 30 процентов отметили, что с родственниками работать легче, нежели с чужими людьми. Причем не только легче, но и спокойнее (20 %). Однако истинная семейная модель ведения бизнеса сформирована только у 18 процентов респондентов, которые отмечают, что создали свой бизнес и привлекли в него родных для того, чтобы его можно было дальше передать детям и внукам. Как показало наше исследование, владельцы семейного бизнеса с наименьшей вероятностью пойдут на меры сокращения персонала в отличие от остальных предпринимателей, – выяснили исследователи.

Особенности “столичных” бизнесов

Принято считать, что бизнес-страсти больше всего кипят в крупных городах. Но исследование показало, что Астане и Алматы могут дать фору некоторые регионы. В мегаполисе и столице своя специфика развития предпринимательства.

Так, например, главная причина, по которой открывают бизнес в Алматы, – это возможность воспользоваться удобным случаем, ситуацией, и лишь на втором месте – отсутствие работы. Для старта бизнеса большинству жителей южной столицы нужно от 1 до 3 миллионов тенге. У астанинцев главным мотивом является возможность улучшить свое положение при уже существующем рабочем месте. И им для этого требуется от 3 до 10 миллионов тенге. Ставки в столице, как видите, круче.

То же касается и государственной поддержки. Больше всего ею пользуются именно астанинское бизнесмены. А меньше всего – алматинцы.

Чего боятся бизнесмены?

Кто не рискует, тот не пьет шампанское! В бизнес мы идем, как на войну, и у многих дрожат коленки. Чего больше всего боятся начинающие бизнесмены? Оказалось, это зависит от возраста.

– Девальвация и нехватка денег – страхи, характерные для всех начинающих бизнесменов. Бизнесмены в возрасте от 18 до 24 лет и предприниматели пенсионного возраста, от 64 и выше, наряду с основными рисками связывают свои страхи с возникновением новых, более конкурентоспособных предприятий. Это объясняется в первом случае отсутствием значительного опыта у молодых, а во втором случае – меньшей мобильностью и гибкостью.

Остальные возрастные категории связывают свои страхи с неверными вложениями.

Необходимо отметить, что среди других рисков предприниматели выделяли такие обстоятельства, как подорожание ГСМ, продуктов и другого сырья; рост налоговых ставок и тарифов; повышение арендной платы за помещения. Что в свою очередь может значительно повлиять на повышение стоимости продукции и услуг.

(Продолжение следует)

Алматы