Опубликовано: 1604

Владимир Бородин: «Прикоснувшись к истории ФАМС РК»

Владимир Бородин: «Прикоснувшись к истории ФАМС РК»

Всех автолюбителей Казахстана когда-то интересовал или до сих пор интересует вопрос истории казахстанского автомобильного спорта, его первых успехах кузницы легендарных пилотов нашей страны и многое другое, напрямую связанного с истоками автоспорта в Казахстане. Мы представляем Вам человека, которого знают многие, так или иначе связанные с автомобильным спортом, человека, который на сегодняшний день уже более 30 лет посвятил делу, которое

стало для него не только хобби, но и делом всей его жизни. Вашему вниманию будет представлена одна из наших бесед с Вице-президентом Федерации авто мотоспорта Республики Казахстан (ФАМС РК), основателем школы экстремального вождения и главным пилотом «Степных волков», настоящим семьянином, воспитавшим сыновей-чемпионов еще на генном уровне… У нас в гостях – Владимир Бородин.

- Владимир Павлович, говорят, что мужская половина семейства Бородиных на автомобилях с рождения ездит. Как такое объясните?

- Наверное, в это сложно поверить, но ездить я стал с 4 класса! И дело происходило так: старший брат Анатолий усаживал меня на колени и давал возможность рулить, чувствовать ускорение машины, когда он нажимал на педаль газа, и решать куда поворачивать или как себя вести на дороге. В пятом классе я уже во всю гонял на мотоцикле именно в этом возрасте, и появилось непреодолимое желание стать автогонщиком.

Пилотом меня все ни как не ставили!

- Как Вы впервые пришли в секцию автомобильного спорта?

- В 18 лет! Я жил тогда в Павлодаре и работал в таксомоторном парке. В 1977 году записался в спортивную секцию ДОСААФа автомехаником. Моим тренером и, признаться, очень судьбоносным человеком в спортивной карьере стал Юрий Брагин – удивительный человек и отличный раллийный пилот.

- Не сложно догадаться, что вскоре он предложил вам должность штурмана в экипаже…

- Это действительно так. Около 8 лет я был штурманом у своего учителя и наставника, но всегда хотел сам сесть за руль именно в качестве раллийного пилота, так как опыт кроссовика и ипподромного гонщика эти годы уже успел приобрести. Но по не понятным для меня на тот момент причинам посадить за руль раллийной машины тренер не решался. Переломный момент наступил в 1989 году, когда я принял решение уйти из спорта.

- А почему снова вернулись?

- Признаться честно хватило меня не надолго, примерно месяцев на 6. Позже я и сам себе задавал этот вопрос, а сейчас по прошествии такого количества времени могу с уверенностью сказать, что это действительно любовь к автомобильному спорту. В ночных сновидениях я по-прежнему мчался по гоночным трассам, участвовал в соревнованиях, готовил машину. Мне не хватало, как воздуха адреналина в крови, путешествий и экстрима. Когда вернулся в секцию, то Юрий сразу предложил мне автомобиль ВАЗ-2101, как раз в преддверии чемпионата Казахстана по зимним ипподромным гонкам. Но вот беда: машину нужно было собирать и готовить к соревнованиям с чистого кузова, как говорится с нуля, но к этому я был готов!

- Вы всегда были в десятке лучших пилотов, но, тем не менее, долгое время не могли выполнить норматив Мастера спорта?

- Около двадцати лет! В то время страна была больше, спортсменов было много, соответственно и требования по присвоению спортивных званий и разрядов были значительно выше, чем на сегодняшний момент. Нам было сложно набрать необходимое количество баллов, поэтому и потребовался такой длительный такой промежуток времени. И лишь в 1996 году я стал Мастером спорта.

Экстремальное вождение – моя стихия!

- Как ваш переезд из Павлодара в Алматы повлиял на открытие здесь школы экстремального вождения?

- В 1998 году я с моей семьей переехал в Алматы, из-за сильной аллергии младшего сына Петра, которая мучила его в северном Казахстане. Ну, а в Алматы нужно было как-то жить, зарабатывать деньги и содержать семью. Так появилась идея основать школу экстремального вождения, которую в 1999 году мы открыли совместно с Николаем Масловым и Галиной Герасименко под названием «КазАвтоРинг». Параллельно с открытием школы мы начали организовывать соревнования по скоростному фигурному вождению, автомобильному кроссу, автопробеги по бездорожью на полно приводных автомобилях.

- Для учеников своей школы и в последствии, любого желающего спортсмена, вы проводили нечто вроде мини-ралли. Значит, ралли в Казахстане существовало и до 2006 года?

- Безусловно, существовало и значительно раньше! И в 70-ые и в 80-ые годы были свои Чемпионы, Мастера и конечно герои того времени, именно они и есть сейчас история казахстанского автоспорта, которую мы продолжаем и не в коем случае не должны забывать. В 90-ые годы, когда я уже был пилотом, ежегодно проводилось множество соревнований городского, областного, республиканского и всесоюзного масштабов. Стать участником республиканских соревнований, не говоря уже о Всесоюзных стоило очень больших трудов и считалось за честь выступать за сборную области или республики. В состав сборной могли попасть далеко не все, а только лучшие из лучших. В 1993 году мне не только посчастливилось выступать за честь сборной Павлодарской области, но завоевать титул Чемпиона в том спортивном сезоне! Затем, в течение нескольких лет, приблизительно до 1996 года был значительный спад, при чём не только в спорте. Соревнований по разным дисциплинам автомобильного спорта проводилось значительно меньше. Но уже к концу 1996 года автомобильное ралли возродилось на два сезона благодаря колоссальным стараниям Николая Маслова, который даже смог обеспечить на соревновании работу судейской бригады из Санкт-Петербурга.

- А когда ралли вновь возродилось в Казахстане, именно в классическом варианте?

- В начале 2000-х годов в рамках школы экстремально вождения мной проводились соревнования по мини-ралли на спортивной трассе и в окрестностях посёлка Кок-Кайнар, которые в дальнейшем стали первой ступенькой в подготовке молодых и новых пилотов в написании стенограмм классического ралли, чтению легенды и т.д. В 2004 году состоялся так называемый подъем в гору Уш-Куныр, в 2005 мы соединили Уш-Куныр с соседним ущельем, в том соревновании уже приняли участие не только наши пилоты, но и гости из Республики Узбекистан. А уже в 2006 году по окрестностям Капчагая пронеслась гонка с необходимым количеством километров и СУ для классического ралли, (спец. участков), о котором вы говорите! Именно в то время и было принято решение создать при ФАМС РК комитет ралли, который возглавил мой ученик Олег Балюк.

Степные волки Казахстана

- Про Федерацию авто мотоспорта Республики Казахстан и её ныне существующие комитеты у нас будет отдельный разговор. Сейчас хотелось бы узнать про команду «Степные волки», созданную по вашей инициативе…

- Кстати сказать, в этом году мы празднуем 10-ти летний юбилей! В 1999 году в команду вошли: Сергей Пан, Олег Балюк, Сергей Левченко, Александр Артемьев, Алия Акназарова, Анатолий Абашидзе и я. На соревнованиях мы выступали в два-три состава. Старались принимать участие в разных дисциплинах авто спорта: автокросс, ипподром, картинг и при этом занимали лидирующие позиции. Но стоит отметить, что к нынешнему названию команды мы пришли не сразу. Изначально мы были «AGA Казахстан» затем «Азия сервис», по названию тех фирм, которые нам помогали. А когда мы приняли решение принять участие в соревновании в РФ, остро встал вопрос о звучном и запоминающемся названии команды, которое должно было нести информацию о нас и нашей стране и тогда общим решением мы остановились на «Степных волках». В 2003 году у нашей команды появился генеральный спонсор Казахская моторная компания «Астана Моторс» во главе с генеральным директором компании Нурланом Еркебулановичем Смагуловым, человек, которому мы безгранично благодарны и не только за нашу команду, но и за неоценимый вклад в развитие автомобильных видов спорта в регионах нашей страны. С его лёгкой руки начало своё возрождение в Казахстане классическое ралли. Все соревнования, о которых я говорил выше, были организованы и проведены при непосредственной поддержке его компании. Соревнования по скоростному фигурному вождению вряд ли на сегодняшний день могли бы иметь такую широкую географию и массовость, без поддержки КМК «Астана Моторс». Благодаря спонсорству компании на протяжении последних нескольких лет у нас появилась возможность выезжать в такие города как: Павлодар, Усть-Каменогорск, Астану, Кокчетав, Петропавловск, Караганду и проводить там соревнования различного уровня, обеспечивать призовой фонд, оплачивать расходы, связанные с подготовкой этих мероприятий. И даже, несмотря на нынешнее тяжёлое время в этом году совместно с КМК «Астана Моторс» было проведено 3 этапа Чемпионата страны скоростному фигурному вождению и весенний этап Чемпионата РК по автомобильному кроссу.

Чемпионство передалось по крови

- В сезоне 2008 года вы стали Чемпионом страны по автокроссу и ипподромным гонкам. Почему не сложилось в ралли в этом году?

- На ралли «Бурлы-2009» мы еще по дороге разбили машину. От машины, на которой мы ехали на соревнования, отцепился прицеп, а на нем была закреплена наша Subaru Impreza, которая умудрилась побить все стекла и естественно, остаться на данном этапе не у дел.

- На ралли в этом году вашим штурманом был младший сын Пётр, которому сейчас всего 14 лет…

- И, тем не менее, в 13 лет он уже был участником национальной сборной, именно во взрослом составе, а на соревнованиях опережал даже Мастеров спорта, включая отца. Не находите, что это случай для книги рекордов Гиннеса (улыбается, - прим. авт.)?!

- Если опередил отца, то однозначно превзошел своего учителя?

- В январе этого года в Алматы проходила синхронная гонка, так вот будучи еще 13 – ти летним мальчишкой он занял первое место в классе D2-1600, второе было за Дмитрием Глушковым, замкнул призовую тройку я. А в классе D2-3,5 (полный привод) все призовые места распределились между мужской половиной семьи Бородиных. Первым был Валерий – мой старший сын, вторым Петя и третьим я. Правда, во время соревнований, я все время высчитывал, кого должен обогнать, а кому проиграть, чтобы не попасть в финальных заездах на сыновей. Сейчас младший сын Кандидат в мастера спорта и лишь с 17 лет сможет защитить звание мастера. И если мы с Валерой гоняем на Subaru Impreza, то Петя пока тренируется на ВАЗ-2108.

- А еще, у вас подрастает доченька, проявляет ли она интерес к автоспорту?

- Ангелиночке сейчас пять лет! Честно говоря, мы стараемся, как можно меньше брать её с собой на соревнования, но, тем не менее, она тоже очень любить быструю езду, наверное, всё-таки гены! Нам же, наверное, больше хотелось бы видеть её в студии хореографии или танцев. Впрочем, любой её выбор, даже если это будет автоспорт, мы его одобрим и поддержим т.к. мы всегда стараемся быть по одну сторону с нашими детьми!

Супругу встретил на улице

- Супруга полностью поддерживает вашу любовь к спорту, даже работает вместе с вами?

- Да, это точно… Не знаю даже, чтобы было бы со мной, не подвези я её тогда до дома…

- Это вы о чем?

- Об истории нашего знакомства! Я долгое время не мог найти свою настоящую любовь, мечтал создать семью, иметь семейный очаг, в котором тебе всегда рады и ждут. И вот однажды вечером я ехал на своей восьмерке по улице и увидел прекрасную девушку, с которой тут же решил познакомиться, но она долго не соглашалась сесть ко мне в машину, пришлось ехать за ней несколько кварталов и уверять в чистоте своих намерений подвезти до дома. Так мы и познакомились с Людмилой, я записал её номер телефона и длительное время не звонил, все как-то времени не было, соревнования, гонки… И только спустя месяц в первый раз набрал её номер и как оказалось, у них долгое время не работал телефон и первым звонком оказался именно мой. Признаюсь, я в первое свидание понял, что она именно та женщина, ради которой я смогу измениться, остепениться и стать домашним человеком, Семьянином с большой буквы! Когда у нас родился сын Петя, Валера уже во всю проявлял интерес к папиному увлечению, так вот и Петя с детства стал гонщиком. Мы его практически с рождения брали с собой на соревнования, а он всегда говорил нам: «Купите мне права, усы и дырку в голове, и я буду гонщиком»!

- А почему усы и дырку в голове?

- В то время я носил усы, а насчет дырки в голове, к тому времени она у меня тоже была, но это уже другая история… Обязательно расскажу!

- Договорились! Ваши сыновья так похожи на вас, а дочка что-нибудь от папы переняла?

- Да, и при чем очень многое. Из забавного: в детстве я за один присест мог съесть 15 жареных яиц, а Ангелина сейчас спать не ложится без омлета или глазуньи, при чем именно в моём исполнении. Так мы и кулинарим с ней каждый вечер, привлекая к позднему мини-ужину наших домочадцев!

Справка "НАШЕГО СПОРТА":

Владимир Павлович Бородин

Дата и место рождения:1 мая 1958 год, Россия, город Магадан

Образование, специальность: Высшее. Преподаватель физической культуры.

Спортивные достижения: Многократный призёр и чемпион РК по автомобильному кроссу, ралли, ипподромным гонкам, Мастер спорта, тренер Высшего уровня высшей квалификации по автомобильному спорту.

Ученики: Сергей Пан, Олег Балюк, Глушков Дмитрий, Александр Артемьев, Алия Акназарова, Валерий Воронов, Абашидзе Анатолий, Константин Пак, Александр Валитов (и его сыновья), Сергей Левченко, Разия Манатова (ныне гражданка Канады).

Спортивная экипировка:OMP

На снимке: Владимир Бородин с сыном Петром. Фото из личного архива семьи

Загрузка...