Опубликовано: 636

Российский взгляд на казахстанские события

Российский взгляд на казахстанские события

О завершении международного фестиваля по драг-рейсингу «НАШ СПОРТ» писал много, потому что сам принимал там активное участие и общался со всеми участниками соревнований, в особенности с зарубежными гостями. И после того, как гости оказались у себя дома, мы получили «русифицированный» репортаж о казахстанском драге. Прочитали версию гостей с интересом и решили познакомить с ней своих читателей. Представляем вам репортаж от журналиста

новосибирской команды «Новосибирск Drag Team EXE» Екатерины Петровой.

Паспорт…В камеру посмотрите, пожалуйста.. Что в сумках?... Ах, спортсмены? Удачи, проезжайте!

Скажи мне кто-нибудь еще с месяц назад, что мы поедем на гонки в Казахстан, я бы не поверила. А сейчас мы стоим на границе, получаем миграционные листы и отправляемся в долгую дорогу по степи до Алматы…

Казахстанский «Эйрфест» - международный РэйсингФестиваль, насчитывает всего четыре этапа. Действо началось этим летом: взяли в аренду полосу действующего негабаритного аэродрома, закатали асфальт, установили трибуны и провели 2 гонки. Третью пришлось отменить из-за дождя. А к четвертому этапу оформилась мысль, что статус «международный» нужно подтверждать. Именно тогда пришло приглашение – собрать сборную команду Сибири и отправиться в Алматы. На дворе – конец сентября. Сезон закончен, машины в боксах. Вопрос: «Кто поедет на гонки?», встречается полусмешком. А тут еще этап перенесли на неделю позже, 17 октября. В результате, автовоз – есть, а участников – нет. Ценой долгих и не долгих уговоров, споров, просьб и сложных решений собираются-таки самые отчаянные: Валерий Поспелов, MMCMirage, Новосибирск DragTeamEXE; Денис Кысин, ToyotaSupra, Томск Autotune Racing Club; Владимир Виль, Ваз2108, Томск; Григорий Носов, ToyotaCelica, Барнаул Brn-gt-club.

Дорога просто сногсшибательная. В прямом смысле…

Сложно подсчитать, сколько времени и сил ушло на переговоры. А уж счета за мобильную «заграничную» связь так и вовсе останутся в тайне. Но, как бы то ни было: среда, 14 октября, 15 часов – автовоз Mercedes прибывает в Новосибирск, на Хилокскую. Здесь, уже готовый к погрузке, ждет наш «горбоносик». В несколько попыток Mirage забирается на прицеп, усердно цепляясь выхлопом и скребя интеркуллером. Томичи прибывают чуть позже: супра – своим ходом, восьмерка – на жесткой сцепке. Погрузка возобновляется: Supra Дениса Кысина аккуратно карабкается по пологой сетке: «Ниже опустить уже нельзя», - сокрушается водитель грузовика Александр. «Восьмерка» Владимира Виля без проблем оказывается на втором «этаже».

Шесть вечера: автовоз готов стартовать в Барнаул, за «целикой», а оттуда в Рубцовск, на границу. Томские гонщики оправляются следом. А мы выезжаем только через сутки.

О том, как спортивные автомобили проходили границу, можно написать повесть. Российскую черту ребята преодолели без проблем, а вот казахи не захотели пропускать… «супру». «Машина на транзитах, вы не можете ее ввезти». Сгружаться? Оставаться дома? Многочисленные звонки организаторов не решают дела. Денис находит единственный выход: «продает» красотку знакомому человеку в Рубцовске, получает нотариально заверенную доверенность на вывоз и регистрационные номера с 22-ым регионом. Попытка номер два. Теперь не пропускают «миража»… Автомобиль должен самостоятельно преодолеть границу. У водителя автовоза есть доверенность, но он имеет право перевезти через блокпост только одну машину – свой Mercedes. Абсурд. С момента прибытия грузовика с болидами на границу прошли почти сутки. В Новосибирске мы ждем, когда ребят пропустят: если автомобили не вывезут, какой смысл ехать? Не выдержав, отправляемся в путь. Уже на границе Алтайского края звонит Денис: «Все, мы в Казахстане».

Не буду утомлять читателя повествованием о степях и верблюдах, отсутствующих дорогах и гигантских порциях мяса в придорожных кафешках. Путь новосибирцев на MMC Grandis от родного города до одной из улиц Алматы, где нас встретил представитель организаторов, Макс - занял 30 часов. Автовоз и томичи на SubaruForester отправились по лунным ландшафтам трассы через Семипалатинск, а потому прибыли в бывшую столицу KZ спустя 57 часов после выезда из Новосибирска.

Если небо красно к вечеру – гонщику бояться нечего

Итак, пять утра, светает. Сборная команда Сибири ступает на бетонку аэропорта Боралдай. Перед нами открывается восхитительное зрелище: черная полоса свежего асфальта, уходящая вдаль и стартовая «елка» RaceAmerica посередине… Черт возьми, мы на гонках, в Казахстане! Под крышами палаток уже стоят несколько автомобилей: пара сильно корчеванных BMW, гламурная красненькая M6, импреза, очень видоизмененная Aristo и…старый знакомый – ToyotaChaserРустама Ахметзянова, который был восьмым на нашем Кубке России по дрэгу и ехал низкие 11 секунд.

«Это те спортсмены, кто вчера и сегодня ночью принимал участие в тестовых заездах», - поясняет Макс. Да, для нас освещаемая трасса, приспособленная для ночных гонок – в диковинку. Но, мы сегодня еще устанем удивляться.

Спускаем автомобили с автовоза. У нас есть буквально два часа, чтобы съездить в гостиницу и привести себя в какое-то подобие порядка. «Не волнуйтесь, вы еще успеете потестировать свои машины, - успокаивают ребят – В Казахстане никто и никуда не торопится…»

Девять утра. На региональных гонках России в это время полным ходом идет техническая комиссия и стартуют квалификационные заезды... А по полосе аэропорта Боралдай катается поливальная машина. И в закрытом парке практически никого нет. Подивившись такой безмятежности, наши ребята приступают к подготовке. По очереди отправляются на ближайшую мойку: «Можно, конечно, и поливальную машину попросить подсобить», - смеются гонщики. Затем – набор уже привычных действий: переобуться, залить бензин, проверить все системы и настройки, закись в баллоне…

Поливальная машина покидает трек, и мы решаем прогуляться, чтобы «пощупать» дрэг-стрип. Первые метров 200 радуют взгляд равномерно черным, мокрым асфальтом. А вот потом начинаются сюрпризы: на стыке старого и нового покрытия очень хорошо видны неровности: слева яма, с полпальца глубиной, справа – хорошо заметная колея, по которой струится ручеек воды… Ой, как некомфортно в этом месте будет нашей супре. Оказалось, не только супре.

«Вторую часть трека закатали совсем недавно, перед четвертым этапом, - поясняет Макс, - До этого асфальт был первые 200 метров, а затем шла родная «бетонка». Ну что ж, будем пробовать.

Солнце подсушивает асфальт, закрытый парк наполняется людьми, в воротах аэропорта появляются новые участники. С любопытством осматриваю ряды: на чем предпочитают кататься казахстанские рейсеры? Назвать многих из них спортсменами сложно: участвовать в соревнованиях на стоковых автомобилях много ума не надо. Свободная регистрация и отсутствие стартового взноса сделали свое дело: закрытый парк заполнился обычными городскими авто, которые хоть немного претендуют на звание спортивных.

Несколько «эмок» BMW и компрессорных Mercedes’ов, парочка околостоковых Honda и Toyota, целая гильдия Subaru. Впрочем, штук 5-6 «плеяд» действительно не слабо «заряжено». А вот дальше – интереснее. Два-три очень агрессивных Evo, четыре SkyGTR в кузовах от 33 до 35, 80-ая Supra и… армия хондоведов-цивикоманов VTEC-Club под предводительством Романа и Максима Фирулевых. Вот эти машины – действительно, фавориты гонок и присматриваться к ним следует внимательнее. Нас долго и упорно стращали турбовым Civic`ом в еж-шном кузове, который, якобы, едет "10,3" ;). Оказалось, все не так страшно. К нашему «лагерю» подходят тех.комиссары: наконец началась регистрация. Кажется, их волновало не столько состояние машин, сколько необычность проектов. По крайней мере, они не особо заостряли внимание на техническом аспекте, а больше любопытствовали. Впрочем, и замечания нашлись, но, к счастью, не существенные. Каждому болиду присвоили класс: Владимир Виль будет биться за Россию в первом классе, Валерий Поспелов и Григорий Носов – в четвертом, Денис Кысин, по всем коэффициентам – участник пятого класса «анлим».

Конечно, разбивку и регламент мы старательно изучали и дома, потому, сюрпризов не ожидалось: пять классов по эквивалентному объему с «погрешностью» на NOS (интересно, какой бы у нас был коэффициент на метанол, если бы его в России разрешили?), парные старты и олимпийская сетка, правда, только с одним поражением. Казалось бы, чего необычного? Но, неожиданности еще впереди.

Головой об потолок

И вот, стартуют тренировочные заезды. Трек опробывает Денис Кысин на ToyotaSupra. Чуть греет слики и выкатывается на «стейдж». Светофор вспыхивает зеленым, а супра все еще стоит на месте. Наконец, спокойно трогается со старта, постепенно ускоряясь. «Ну да, конечно, а кто будет баллон с закисью то открывать», - в сердцах восклицает гонщик, вернувшись в закрытый парк. Попытка номер два – снова погрев, стейдж-престейдж, разрешающий сигнал светофора… С ревом, автомобиль устремляется к финишу…Хорошо видно, как на середине трассы Денис отпускает педаль газа: сильно болтает. Среднее время - в районе 12 секунд. А ведь Supra способна и на очень низкие 11.08 секунд.

В стартовой зоне появляется Валерий Поспелов на MMCMirage. Правая дорожка и, пока что, обычная резина. В результате – 12 с большим хвостиком. Еще один заезд, почти с тем же результатом и Валерино: «В одном и том же месте чуть ли не головой о крышу бьюсь – машину так и подбрасывает. Благо, в шлеме».

Владимир Виль и Григорий Носов так же совершают пару попыток. Но и их результаты далеки от привычных времен для этих машин. Нужно что-то делать.

«Сколько времени еще до квалификации? Час? Тогда успеем отрегулировать зажигание», - красная «восьмерка» вновь встает под тент в закрытом парке.

Тем временем, на треке тренируются алматинские участники. Судя по количеству регистрационных форм, заявилось больше сотни гонщиков! Правда, на старт вышли далеко не все. Кого-то «завернула» тех.комиссия, а кто-то просто воспользовался возможностью бесплатно оказаться в закрытом парке.

Время близится к обеду, а на полосе ничего не меняется: та же очередь на тренировочные заезды, те же негромкие возгласы ведущего в микрофон. Слышно комментаторов было только на трибунах. В закрытом парке были свои «информаторы».

Все мы делим пополам…

Час дня. Стою в регистрационной будке: нужно получить листки пилотов и порядковые номера, чтобы ребята прошли медкомиссию. Краем уха слышу, как ведущий объявляет следующий заезд. К старту готовится 34 скай и «Navigator». Главные конкуренты –анлимщики. Выхожу в стартовую зону, понаблюдать.

Рустам чуть греется и встает на левую дорожку. Помним–помним, его «городской автомобиль». Chaser когда-то был двухлитровым, самым обычным седаном. Таковым и остается, вот только «начинка» совсем другая. Масштабный проект, осуществляемый под чутким руководством Александра Сабурова, члена нашей, новосибирской команды DragTeamEXE, существует уже три года. 10,9 на тестовых заездах при целом салоне – отличный результат. Автомобиль подобен томской Supra (у Дениса даже музыка есть). Его соперник на правой полосе – белый GTR, коим нас пугали еще дома.

Судья дает отмашку, срабатывает отсечка. Красный, три желтых, зеленый!!! Рустам срывается с места, а скай чуть проваливается на старте. Это его и спасло. Потому что метров через 170-200, почти там, где стыкуется асфальт, «чайник» отчаянно виляет и уходит вправо. Выбивает бетонные блоки ограждения, разворачивается вокруг своей оси и по дуге улетает в кучу резиновых покрышек…

Над треком повисает тишина. Секунды две. Потом раздаются встревоженные и испуганные крики, толпа народа мчится к автомобилю, за границами закрытого парка мелькают приближающиеся спец.авто пожарных и скорой помощи. Но первым на месте аварии оказался тот самый скай, за что пилоту отдельное уважение.

Рустам отделался лишь испугом. Стрельнувшие подушки, ремни безопасности и шлем спасли пилота от травм. В голове проносятся слова, сказанные Сашей Сабуровым вот, утром, за пару часов до аварии: только вчера он буквально заставил Рустама установить четырехточечные ремни безопасности…

Думаю, не ошибусь, если скажу, что это была первая авария на официальных соревнованиях в KZ. И по ней можно судить о подготовленности трассы для серьезных заездов. То, что отбойники выдержали, сработали подушкой и перенаправили автомобиль подальше от зрительских трибун – большой плюс безопасности. Правда, амортизационные металлические ограждения нанесли бы меньше ущерба самому автомобилю. Но это из разряда планов на будущее. Стоит еще чуть поработать над скоростью реакции спец.служб и все будет на высоком уровне.

Машину оставляют в груде покрышек, пилот возвращается в закрытый парк. Подхожу к Саше и Рустаму: «Главное, что сам цел, а машина – это железо, все чинится».

Боком-боком

После полета Навигатора стало как-то совсем уж страшно за нашу супру. Все остальные участники «анлима», близкие по временам, оснащены полным приводом, им эти кочки не так опасны. Мы всё ждали, когда же переобуется в слики и поедет на тестовый заезд алматинская Supra; будет ее так же болтать? Но пилот отказался от участия.

Начинается квалификация. В зачет идет «грязное» время. Алматинские субаристы, привыкшие к своей системе старта, делают сотые и тысячные задержки. «А вот поставьте интервал отсечки 0,55 или 0,6 секунды, вместо 0,5 и все провалятся на фальстартах», - улыбаемся всей командой. Тем временем наши пилоты получают номера. С 342 по 345. Порядковые цифры говорят о том, что квалифицироваться наши спортсмены будут парами, друг с другом. Может, оно к лучшему. Все-таки взаимопонимание между дорожками должно быть J.

По-порядку выкатываются автомобили разных классов. С шумом и дымом прогреваются цивики из гаража Vtec-club’а. Такое ощущение, что выхлопной тракт у них отсутствует напрочь, уж больно пронзительно они бьются в отсечку. Проходят квалификацию две «чутьзаряженные» анлимщицы M6. Результаты не феноменальные – больше 12,5 без учета задержки. Однако, расслабляться не стоит.

Григорий Носов квалифицируется со временем 13,5 - аж 20 строчка в протоколе четвертого класса.

Владимир Виль на ВАЗ2108 совершает два заезда: в пределах 14-ти секунд с копейками. Не ладится.. Ведь еще 15 августа, в Барнауле на бетонке «тазик» проехал 13,7. Тем не менее, время квалификации позволяет томской «восьмерке» занять одну из лидирующих позиций в первом классе. Ближайший конкурент – сивик со временем за 15 секунд!

Денис Кысин и Валерий Поспелов оказываются в паре. Супру ставят на правую дорожку. «Там очень болтает!», - замечает пилот. Полноприводный мираж готов ехать по злополучной правой стороне. Отправляюсь в судейскую с вопросом о замене полосы. Спасибо судьям за то, что пошли на встречу!

Две попытки – наблюдаем, затаив дыхание. Только бы обошлось! Супра – 12,5 при задержке почти в секунду, итого - 11,4 чистого - пятый в топ листе "анлима". «Медленно, - констатирует Денис, - И очень сильно тянет вправо». Mirage сталкивается с той же проблемой. Время соответствующее – чистого 11,8 с небольшой задержкой. «Мне бы стоечки помягче, да хоть стоковые», - делится Валера проблемой. Изначально сообщили, что трасса ровная, и на мираже стоят жесткие спортивные стойки, на которых MMC прыгает, аки кузнечик: подвеска выстукивает автоматную очередь. И тем не менее - третий результат в квалификации!

И еще, нужно приспособиться к отсечке и не «спать» на старте. К слову, «не спать» для всей команды было сложно; начиная со вторника, толком никто не высыпался :).

Квалификация заканчивается в шесть вечера. Силы на исходе: заезды «овощей» уже порядком действуют на нервы. На составление стартовой решетки организаторы берут целый час.

Зрители могут перекусить и согреться, механики и пилоты – отдохнуть и подготовить автомобили.

Под радугой

Темнеет. В воздухе висит вопрос: переносить ли часть заездов на завтра? Однако судьи категоричны: этап закончится сегодня. Гонки будут ночными. Для нас, конечно, непривычно кататься при свете фонарей, но..где наша не пропадала J.

Наконец, сетки сформированы и участникам розданы наклейки – стартовые номера. Судя по порядковым числам, доставшимся нашим гонщикам, участников более чем достаточно. В одном только четвертом классе – 32 автомобиля!

Судьи объявляют порядок заездов: по одному старту из каждого класса. В угоду зрелищности ли, или по своим каким-то причинам. Но в какой-то момент за передвижениями участников по стартовой сетке следить стало уже невозможно.

Немного о грустном: во время прогрева у нашей восьмерки что-то щелкнуло, и она заглохла. Насовсем. «Погнуло клапана, скорее всего», - узнаем мы чуть позже. А пока красный ВАЗик буксируют обратно в закрытый парк.

Барабанная дробь! Первый заезд наших гонщиков – на трек вызывают Дениса Кысина. Соперник – красная BMWM6. Вот теперь действительно все занервничали! Подхожу: «Все будет в порядке, главное, на светофоре не спи», - «Твои слова, да кое-кому в уши…»

Супру ставят на левую полосу. Денис тщательно прогревает слики – заезд очень важен, поражение – моментальный проигрыш. Сквозь пелену дыма видны только две пары стоп-фонарей на старте.

Загораются белые огни стейджа и престейджа. Вспыхивает красный – отсчет пошел! Денис «накачивает» буст, Supra приседает и под зеленый срывается с места. Сзади очень хорошо видно, как красотку болтает по полосе. И… RaceAmerica взрывается разноцветными огнями левой дорожки! Россия впереди!

Можно выдохнуть. Время – все так же в районе 11,64 чистого.

Осадочек остался

Проходит буквально минут 10 и судья снова объявляет заезд пятого класса. И опять на дрэг-стрип вызывают томскую Supr’у. В соперниках – самый быстрый, по результатам квалификации - черный 33 GTR, под пилотированием Дмитрия Путилова.

Как? Опять Денис? Почему? Подлетаю к «справочной» закрытого парка за объяснениями. «Вот, смотрите, - указывают мне на монитор, - по нашей сетке выходит так». Мы задумались: ведь встретится эти автомобили, по олимпийской сетке, если и должны были, то лишь в полуфинале…

Посмотрели на сетку, которая вывешена в закрытом парке на всеобщее обозрение. Чушь какая-то. Все гонщики поперепутаны. В регламенте прописан «олимпийский» принцип, так где же он? «Ну как же, - делятся соображениями судьи, - Вот мы и поставили пилотов по порядку, от лучшего времени к худшему…» Такого подвоха мы никак не ожидали. Но, разбираться дальше пока некогда, «супра» уже в зоне прогрева.

По правилам и требованиям отсечки, вначале выставляется левая дорожка. И прогреваются пилоты по очереди. Денис, подымив секунд 10, выкатывается на стартовую линию. Заняв положенное место, удерживает машину на тормозе, чтобы не сбить «стейдж». Черед соперника. «Очень опытный пилот, - рассказывает судья стартовой зоны, - давно участвует в соревнованиях».

Sky долго прогревается, делает рывок вперед, замирает и снова прогревается… Проходит секунд 30 уже. Слики супры остывают. «Ну уж нет, тогда и мы будем еще раз!». 80-тка откатывается обратно в зону прогрева. Скай повторяет маневр.

Денис опять становится на старт. Skyline нехотя подкатывается, по пути делает вид, что у него проблемы с зажиганием. Может, и правда были? А дальше начинается абсолютный цирк. Позицию «стейдж»-«престейдж» черный автомобиль занимает лишь с пятого раза. А супровские «булки» опять холодные… И пилота ская понять можно, и регламент не нарушен и, может, действительно были какие-то технические неисправности, но… Неспортивно как-то. Очень неспортивно.

Судья делает знак пилотам приготовиться. «Елка» вспыхивает огнями, и гонщики устремляются вперед. Со старта хорошо видно, как два автомобиля идут почти вровень. Вдруг супра замедляется, упуская соперника вперед: "Попал в колею, машину начало сильно кидать из стороны в сторону, финишировать пришлось на второй передаче", - расскажет потом пилот. А пока, Nissan выигрывает с преимуществом в несколько десятых. А мы отправляемся в закрытый парк в смешанных чувствах: поражение – есть поражение, но осадок неприятный.

Это уже потом выяснится, что стартовая решетка действительно «кривая» и этого заезда не должно было быть. Впрочем, чего уж тут городить, проиграли мы достойно.

Григорий Носов, на ToyotaCelica, уступает в первом же заезде местной WRX в кузове gc8.

В бою остается лишь MMC Mirage, как его любовно называют в России - «горбоносик». У Валеры в соперниках – титулованный Роман Фирулёв на HondaCivic. Это – четверть финал. Один заезд Валера уже выиграл у одноклассника - Toyota Caldina.

«Хонда» со вкусом прогревается и выкатывается на левую дорожку. Валера лишь ждет отмашки. «Ремень пристегнут?»; «шлем закреплен?»; «к заезду готов?» - судья в прогревочной зоне знаками общается с пилотами. И, получив утвердительные кивки, машет рукой.

Пять десятых секунды и светофор вспыхивает сигналами. А мы опять внимательно наблюдаем за траекторией автомобилей. Роман Фирулев уверенно идет к заветной черте. Валерий Поспелов лидирует, но на злополучном бугорке «миражек» вновь подпрыгивает и чуть не разворачивается поперек полосы: загораются тормозные фонари…

Мы все морально и физически истощены…

Время перевалило далеко заполночь. Положа руку на сердце, мы не смогли дождаться финалов. И даже не стали грузить машины на автовоз – сил хватило лишь на то, чтобы добраться до гостиницы. Уже на крыльце мы увидели, как над полосой аэропорта расцветает фейерверк.

Только спустя несколько дней, когда все вернулись домой, наконец выспались и отошли от пережитого, смогли сделать какие-то выводы, сформулировать замечания и наблюдения.

Дрэг-стрип: очень хочется верить, что в следующем сезоне асфальт будет переложен заново. Потому что даже «по полосе возврата ехать лучше, чем по треку» (с).

Судейская: недопонимания сняты, дело лишь за опытом.

Спасибо всем тем, кто принимал активное участие в приглашении и доставке автомобилей сборной команды Сибири; кто обеспечил нам все условия, кто поддерживал и болел. Спасибо организаторам, участникам и зрителям! Поздравляем победителей!

Все-таки мы сделали это, стали первыми зарубежными участниками Международного Дрэг Фестиваля!

PS: говорят, у вас будет пятый этап? «Горбоносик» жаждет реванша ;) А другие пилоты команды EXE съездили бы за компанию, на трек посмотреть. Ведь в следующем году мы рассчитываем приехать мощным составом. И тогда, рекорды будут наши!

С командой «Новосибирск Drag Team EXE» можно познакомиться на их личном сайте, откуда и взят данный репортаж: http://www.team-exe.ru

Фото Алексей ЗАМЯТИН

Загрузка...