Опубликовано: 439

На ралли как на ралли

На ралли как на ралли

На первом этапе чемпионата мира по ралли, который стартовал в минувшую пятницу, машина команды "Ситроен" снесла телеграфный столб, а в юниорском заЧете лидер гонки вылетел с трассы. Что собой представляет чемпионат мира по ралли? В этом "НАШЕМУ СПОРТУ" и "Каравану" помог разобраться руководитель казахстанской команды "RTE-cross" - победителя чемпионата Казахстана-2003 - Юрий Еремин.

По популярности и капиталовложениям чемпионат мира по ралли прочно занимает первое место среди всех автогонок, не считая сверхбогатой Формулы 1. По зрелищности же ралли вряд ли уступает "формульным" баталиям.

Чемпионат мира по ралли WRC (World Rally Championships) среди спортивных машин проводится ежегодно - стартует в январе, финиширует в ноябре. Он состоит из 16 этапов. География ралли впечатляет - этапы проходят в Европе, Северной и Южной Америке, Азии и Австралии.

- Ралли - это гонка на скорость, - рассказывает Юрий Еремин. - Побеждает тот, кто быстрее едет. В ралли соревнуются команды на обычных дорогах, которые перекрывают во время соревнований. На каждом из этапов вдоль трассы собираются до ста тысяч зрителей.

- На чемпионате мира по ралли часто ли случаются аварии?

- Судите сами, уже на первом этапе, который проходил с 21 по 23 января близ Монте-Карло, произошло несколько серьезных аварий. Бельгиец Франсуа Дюваль из "Ситроена" врезался в телеграфный столб. От его удара столб повалился и перегородил дорогу. Штурмана "Ситроена" Стефана Прево на вертолете доставили в больницу. А в юниорском зачете лидировавший швед Пер-Гуннар Андерссон не справился с управлением и вылетел с трассы. Ему повезло, машина осталась цела, и он продолжил гонку. Попал в Монте-Карло в аварию немец Армин Шварц из "Шкоды". На повороте его машина задела каменную стену и после удара едва не перевернулась.

Стандартное только название

Всего в ралли-2005 принимают участие шесть команд - "Ситроен", "Пежо", "Форд", "Шкода", "Мицубиси" и "Субару".

Каждая из команд выставляет по две машины. Плюс выступают более десятка так называемых незаводских экипажей. Их спонсорами могут быть не только автомобильные концерны, но и более мелкие компании и частные лица. Наиболее же престижный зачет на ралли, конечно, среди шести заводских команд. На кону репутация марок автомобилей, а значит, сотни миллионов долларов.

- Каждый из этапов чемпионата мира по ралли делится на три части, - продолжает Еремин. - За один гоночный день из трех пилоты проезжают от 4 до 6 и более скоростных участков. Эти спецучастки протяженностью от 5 до 30 километров могут иметь разное покрытие - асфальт, гравий или грунт. На первом Гран при Монте-Карло гонка проходила по асфальту, но на горных перевалах дорога была покрыта снегом. Экипаж команды состоит из пилота и штурмана. Стартуют экипажи по очереди с интервалом 1-2 минуты.

- Чем автомобили в ралли отличаются от тех машин, за рулем которых мы ездим в обычной жизни?

- С виду они соответствуют стандартным моделям. На самом же деле отличий много. Машины имеют секвентальную коробку передач. Другими словами, пилоту не нужно нажимать на педаль сцепления, а можно переключать скорости только рукой. Плюс очень много внимания уделено безопасности. Стальной кузов препятствует возгоранию машин. О том, что машины могут пылать, как факелы, нынешнее поколение пилотов знает в основном из истории. Что касается скоростей, то, например, у автомобиля "Пежо" в прошлом сезоне было три скорости, а есть машины с шестискоростной коробкой передач. Все машины в ралли полноприводные. Обычно автомобили развивают скорость не более 200-250 км в час. За счет сложности трасс, изобилующих поворотами и подъемами, гонки получаются зрелищными.

Опасно для жизни

- В 70-х годах, когда автомобили не были такими безопасными, как сейчас, погибло много пилотов, - продолжает Еремин. - Но и сейчас никто не застрахован от гибели. Два года назад знаменитый финн четырехкратный чемпион мира Томми Мякинен врезался в скалу. От удара машину бросило на противоположную сторону. Автомобиль Мякинена по инерции разбил ограждение и повис на краю обрыва. Жизнь пилота и штурмана спасли какие-то сантиметры.

В 70-80-х годах проходили ралли в так называемой группе В. Благодаря регламенту конструкция машин не имела ограничений. В результате мощность двигателей производители довели… до 1000 лошадиных сил. Однако отсутствие ограничений закончилось весьма трагично.

На португальском ралли "Форд" Жоакима Сантуша врезался в толпу болельщиков. Скончались восемь человек. На Корсике погиб экипаж команды "Лянча" - Хенри Тойвонен и Серджио Кресто. Их машина вылетела на повороте и, накручивая сальто, полетела вниз по крутому склону, в какой-то момент сдетонировал бензин в баке... Когда обнаружили место трагедии, никто не верил, что черная обгоревшая рама - это все, что осталось от автомобиля и экипажа. Смерть Тойвонена и Кресто вызвала настолько широкий резонанс, что Международная федерация распорядилась запретить участие автомобилей группы B в чемпионате мира. Так появилось ралли WRC. Мощность автомобилей этой группы ограничена 300 лошадиными силами.

"Степные волки"

- В Казахстане гонки по ралли в последние годы не проводятся, - говорит Еремин. - Это очень дорого, ведь чтобы организовать гонку, как минимум, необходимо перекрывать дороги, приглашать судей и так далее. Наша команда "RTE-cross" выступает в автокроссе. В чем его отличие от ралли? В ралли машины стартуют раздельно, а в автокроссе вместе и проходят по грунтовому кольцу, а не по трассам. Однако есть в Казахстане коллектив, который принимает участие в ралли за пределами страны. Он называется "Степные волки". В прошлом году на ралли "Согдиана" (Узбекистан) два казахстанских экипажа, возглавляемые пилотами Олегом Балюком и Владимиром Бородиным, заняли призовые места. Соревнования проходили на российских "Ладах"-"восьмерках". На территории бывшего Союза ралли среди "восьмерок" до сих пор популярны.

В Монте-Карло побеждает "Ситроен"

На прошлом чемпионате мира по ралли в командном зачете победил "Ситроен". В личном - пилот "Ситроена" француз Себастьян Лоэб.

- После того как в 2004 году ушел из спорта двукратный чемпион мира испанец Карлос Сайнс, сегодня, пожалуй, самая главная суперзвезда ралли - Себастьян Лоэб, - говорит Еремин.

Лоэбу 31 год. В автоспорте он с 1992 года. Был вице-чемпионом мира, а в минувшем сезоне выиграл чемпионат.

В новом сезоне 2005 года на первом этапе в Монте-Карло Лоэб и его штурман испанец Элена одержали блестящую победу. Своего соперника Тони Гардемайстера из "Форда" они опередили почти на 3 минуты. Бронзу в Монте-Карло завоевал Жиль Паницци из "Мицубиси".

Не повезло Маркусу Гронхольму из "Пежо". Перед последним днем этапа он шел на втором месте. Но затем попал в аварию, однако все-таки смог доковылять до сервисной зоны на трех колесах, где механики быстро поставили новые запчасти. В итоге Маркус финишировал на пятом месте. А вот вице-чемпион прошлого года норвежец Петер Сольберг ("Субару"), вылетевший с трассы, гонку продолжить уже не смог - на ралли как на ралли.

Следующий этап чемпионата мира пройдет с 11 по 13 февраля в Швеции.

Загрузка...