Опубликовано: 1 392

Cмутные дни "Астаны"

Cмутные дни "Астаны"

Казахстанская велокоманда "Астана" оказалась в самом глубоком кризисе за все время своего существования. Финансовые проблемы, возникшие у национальных спонсоров велогруппы, поставили ее на грань развала.

"Астана" появилась на свет не так давно - в середине 2006 года. Тогдашний премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов, параллельно возглавлявший Национальную федерацию велоспорта, добился того, чтобы была создана своя профессиональная велокоманда. Тем более что интерес к велоспорту, вызванный удачными выступлениями наших соотечественников-велогонщиков на престижных соревнованиях, в Казахстане был огромный. Главной звездой "Астаны" стал Александр Винокуров - серебряный призер Олимпиады-2000 и победитель испанской "Вуэльты" 2006 года.

Из того, что "Астана" - национальный проект, тайны никто не делал. По сути, на команду работала вся республика - основная спонсорская поддержка шла от государственных компаний. Однако большое желание добиться успеха и чувство собственной силы порой не позволяют реально оценивать происходящие вокруг тебя события. Мир профессионального велоспорта - специфический мир, и грязи с интригами в нем никак не меньше, чем в большой политике. По сути, спорт высших достижений уже давно превратился и в большой бизнес, и в политику.

О том, что "Астане" в мировом пелотоне, мягко говоря, не рады, ей напомнили сразу. На "Тур де Франс" летом 2007 года на допинге были пойманы сразу два лидера команды - Винокуров и Андрей Кашечкин. "Астана" была обезглавлена. Руководство велогруппы сразу сменило приоритеты, сделав ставку на приезжих звезд. На должность генерального менеджера был приглашен знаменитый бельгиец Йохан Брюнель, превосходно знающий все подводные течения в профессиональном велоспорте. На имя Брюнеля в "Астану" пришли многие сильные велогонщики, включая испанца Альберто Контадора и американца Леви Лайфаймера. Новому менеджменту команды удалось даже реанимировать для велоспорта легендарного Лэнса Армстронга, который почти три года не садился в седло гоночного велосипеда. Все это делалось ради главной цели - победы на "Тур де Франс", которой в активе "Астаны" еще не было. Однако "Большая петля-2009" стартует уже через две недели, но участие в ней казахстанской велогруппы до сих пор не подтверждено.

Во вторник, 16 июня, в 21.00 по времени Астаны истек крайний срок, на который Международный союз велосипедистов (UCI) назначил нашей команде оплату шести миллионов евро для продления лицензии ProTour. Без нее участвовать в основных профессиональных велогонках запрещено. "Астана" к указанному часу Х денег не перечислила.

Мировой финансовый кризис больно ударил по казахстанскому велопроекту. Профессиональная велокоманда - удовольствие не из дешевых. Зачем ежегодно перечислять из бюджета 16-17 миллионов долларов (а именно в такую сумму, по словам министра туризма и спорта Темирхана Досмухамбетова, обходится стране содержание "Астаны"), когда простаивают свои заводы и производства, а люди сидят без работы - понятно не всем.

Что ждет "Астану" в случае приостановки действия профессиональной лицензии? Вряд ли не последние люди в мировом велокараване Контадор, Лайфаймер, Армстронг, Андреас Кледен, Ярослав Попович согласятся сидеть без дела как минимум до конца года. Без настоящей работы с их именем и мастерством они не останутся. Удержать их в "Астане" может только быстрое разрешение ситуации, а до старта "Тур де Франс" - главной многодневной гонки сезона - времени осталось совсем ничего.

Сергей РАЙЛЯН, Алматы

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

badamy 23.06.2009

Это явно не тот случай, когда надо экономить на что-то другое. Ведь миллиардами уходят народные деньги в чьи то карманы. А тут позорятся на весь мир! Где же ваш патриотизм! Рядом Узбеки закупили Сколари - это в десять раз больше денег.