Опубликовано: 2425

Артур Ардавичус: «Организаторы «Дакара» не уважают «Астану»

 Артур Ардавичус: «Организаторы «Дакара» не уважают «Астану» Фото - ЭДУАРД ГАВРИШ

На самой престижной гонке мира «Дакар» в январе 2014 года будет стартовать сразу четыре экипажа из Казахстана – три внедорожника и один грузовик. Основное количество гонщиков уже известные нам лица, которым не впервой приходится штурмовать просторы Латинской Америки. Бронзовый призер «Дакара-2012» в классе грузовиков Артур Ардавичус самый узнаваемый.

В беседе лидер ралли-рейд команды «Астана» раскрывает особенности нового грузовика, говорит о неуважении организаторов «Дакара» и настаивает на том, что в следующем году в одной из конюшен F-1 появятся казахстанские цвета.

- На «Дакар» вы поедете не на «КамАЗе», как было привычно многим, а на грузовике Tatra чешского производства. Автомобиль абсолютно новый для вас. В чем его особенность?

- Это грузовик с капотной конфигурацией, при этом посадка пилотов находится сзади от оси, из-за чего экипаж испытывает меньшие нагрузки, нежели в «КамАЗе», где была кабинная компоновка. Это дает определенное преимущество над некоторыми соперниками. К сожалению, у нас еще не было возможности испытать автомобиль в боевых условиях – я проехал на нем лишь 1600 километров от фабрики до порта погрузки. Сейчас он плывет в Аргентину, куда ориентировочно прибудет 26 или 27 декабря.

- Не опасно ли ехать на главную гонку года на непроверенной машине?

- Я сам принимал участие в сборке этого автомобиля и можно сказать, что он шит по мне. Грузовик собирали на протяжении шести месяцев, все узлы отработаны и должны быть надежными. Соглашусь с вами, что возникает ряд вопросов к технике, которое не прошло испытание, но у нас всегда не хватает времени. В боевом режиме автомобиль испытывать опасно, но у нас нет другого выхода.

- А в чем причина, что грузовик подготовили так поздно?

- В июле мы проехали ралли «Шелковый путь» на первой версии Tatra, изначально планировали, что будем стартовать на «Дакаре» именно на этом авто, однако получили хорошее предложение от компании, которая поставляет моторы, и новый двигатель можно было поставить только на машину с капотной конфигурацией – поэтому мы приняли решение строить новый автомобиль. Было три варианты развития: успеем построить и испытать – поедем, не успеем испытать – всё равно поедем, на крайний случай держали в уме старую Tatra. Как видите, вышло нечто среднее.

- То есть в Латинской Америке рисковать вы не будете. Значит не нужно ждать и высоких результатов?

- Знаете, на «Дакар» выходят 2000 человек и каждый хочет быть первым. Эта гонка, как в казино, куда ты приходишь и думаешь, что выиграешь все деньги. На деле всё получается, как карта ляжет.

- Тогда, исходя из новшеств, как изменится ваш стиль пилотирования по сравнению с ездой на предыдущих моделях в классе track-ов?

- Мы получаем меньше компрессионных нагрузок на позвоночник. К тому же, за счет того, что мы зажали подвеску, у нас появляется больше возможностей для пилотирования на грунте. Если привести пример, то управление грузовиком происходит, таким образом, будто ты едешь на легковом джипе. Более того, мы развернули коробку передач – теперь она работает в обратную сторону и это дает возможность меньше уводить руку в сторону. При условии, что тебе приходится переключаться каждые пять-шесть секунд данное нововведение позволяет переключаться во много раз чаще и резче. Эргономика в кабине выставлена до сантиметра – все механизмы и приборы находятся в непосредственной близости. Автомобиль, как костюм, мы «сшили» под себя. Теперь дело за малым – главное привыкнуть. Когда Жерар де Рой (победитель «Дакара-2012» - Авт.) сел на автомобиль с капотной компоновкой, он начал выигрывать. Лопрайс, если бы не разбился, был бы в лидерах. Думаю, как только мы освоим новый грузовик, то сможем соперничать и с признанными лидерами «Дакара».

- В сети появились фотографии Tatra, раскраска которой заметно уступает предыдущим моделям, ранее используемых «Астаной».  Согласитесь, что белый цвет заметно уступает небесно-голубому?

- В форт мы должны были доставить автомобиль в боевой раскраске, но не успели этого сделать. Придется красить Tatra уже в Аргентине и она будет в привычных небесно-голубых цветах. При ближнем рассмотрении наше авто чем-то похоже на инкассаторскую машину. Ему уже дали прозвище – гиппопотамчик.

- Несмотря на ваши ранние заслуги, организаторы «Дакара» дали вам лишь 42-е стартовое место. С чем, по вашему мнению, это связанно?

- Организаторы не объясняют причин, но я думаю, что нас просто не уважают. Это очень обидно. Стартовать с 42-й позиции и потом догонять лидеров будет непросто – придется постоянно поддерживать высокий темп, много работать. Уже на старте мы потеряем много времени, но надеюсь, если не сломаемся, то в первую десятку мы залезем. Много возмущений со стороны общественности по стартовому номеру, но нельзя забывать, что в прошлом году мы были 33-е, но уже на первом этапе совершили большой рывок и финишировали четвертыми. Значит, придется рисковать, что на стартовых этапах с новой машиной не хотелось бы делать.

- Участие в чемпионате Франции по кольцевым гонкам на грузовиках – это совершенно иной формат гонок, нежели ралли-рейды. Вас это не отвлекало в процессе подготовки к главному старту года?

- Форматы разные, однако нельзя сказать, что кольцевые гонки как-то отвлекали. Скорей они закрепляют пилотирование. Подобные гонки – это очень тонкая работа, где важную роль играют сантиметры. Всё это мы уже пытаемся применять в ралли-рейдах и, поверьте, это работает.

- Механик вашего экипажа Радик Капланек не знает даже английского языка. Не создает ли это дополнительных проблем во время совместной работы?

- Технический язык он практический один – будь-то английский, чешский или русский. У нас есть оптимальный набор технических выражений, с помощью которых мы понимаем друг-друга. Но сложности все-таки есть – мы пытаемся учить чешский, а он русский язык. Главное, что Капланек знает свою работу и за этот сезон он показал, что он лучший механик.

- Известно, что один из наших экипажей, оправляющийся на «Дакар-2014» будет смешанным. Вместе с пилотом Айдыном Рахимбаевым поедет российский штурман Владимир Демьяненко. Чем обусловлено привлечение специалиста из России?

- Демьяненко  - это мастер своего дела, Рахимбаев – на сегодняшний день лучший казахстанский гонщик в своем классе. Ему необходимо повышать свой уровень, а в Казахстане хороших штурманов можно сосчитать по пальцам одной руки. Поэтому было принято решение привлечь высококлассного специалиста из-за бугра. Нам необходимо расти.

- В этом году много говорилось о переходе испанского гонщика Даниэля Жункаделлы, спонсируемого клубом «Астана», в Формулу-1. Тем не менее, представитель казахстанской команды там не дебютировал, ограничившись участием в гоночной серии кузовных автомобилей с закрытыми колесами – чемпионате DTM. Какие перспективы уроженца Барселоны представлять Казахстан в королевских гонках?

- На сегодняшний день решаются последние вопросы о том, в какой команде будет представлен Жункаделла. Либо он войдет запасным (третьим – Авт.) пилотом в команду Force India или в Williams. Обе конюшни предлагают примерно одинаковую программу, поэтому это всего лишь вопрос менеджмента. Отсюда следует, что уже в следующем сезоне на автомобилях одной из этих команд будет висеть бренд «Астана».

- Полгода назад был создан президентский профессиональный спортивный клуб «Астана», куда вошла и ваша команда. Что изменилось с того времени?

- Нам стало намного проще. Сейчас мы не занимаемся поиском спонсоров, как раньше, не едем на последние деньги, которые где-то занимали. Есть задача – ехать и выигрывать. Все прочие вопросы взял на себя президентский клуб.

- Еще никогда на «Дакаре» мы не видели казахстанцев в классе bike и quad. Взять в команду профессиональных мотогонщиков не планируете?

- У нас есть ребята, которые участвуют в Кубке мира и других международных гонках, однако до уровня «Дакара» им еще очень далеко. Появится такой человек – милости просим.

Загрузка...