Опубликовано: 665

Александр, друг Александра

Александр, друг Александра

Шеф стал единственным неиностранцем в тренерском штабе «Астаны». Все остальные руководители профессионального велоклуба Казахстана представляют европейские страны.

Вспоминает тренер «Астаны» Александр Шефер: «Шел 1986 год. На гонке «Школьник Казахстана» чувствовал себя царем и Богом. И вдруг на последнем горном этапе из-под моих колес выезжает мальчик – маленький такой, пешком еще под раму ходил. И убегает от меня. Я, как ни старался, достать его уже не смог. С тех пор мы с Александром Винокуровым (а это был именно он) – самые близкие друзья».

Прошло двадцать лет и друг, который помладше, пригласил Шефера в свой клуб «Астана» – помочь выиграть «Тур де Франс», гонку мечты Винокурова. Шеф, как называют бывшего гонщика нескольких профессиональных команд (среди них более известные итальянские – «Алесио» и «Саеко»), к тому времени уже вовсю трудился главным тренером юношеской сборной Казахстана. Но на предложение Вино откликнулся с большим удовольствием. И вот теперь 35-летний Шеф, как угорелый, бегает за 29 гонщиками «Астаны», следит, чтобы парни нормально питались, никуда не опаздывали и вообще были окружены материнской заботой. Что поделаешь – такая у тренеров работа. Рассказывать о том, как будет функционировать «Астана», приходится буквально на бегу.

Просто тренер

– Александр, так вы больше не работаете с подрастающим поколением отечественного велоспорта?

– Как не работаю? Больше, конечно, занят здесь, в «Астане». Но продолжаю помогать наставнику «молодежки» Владимиру Галушко с соревновательным календарем, проживанием и питанием ребят за рубежом.

– Какие функции на вас возложены в «Астане»?

– Простого тренера.

– Есть какое-то разделение тренерских функций в штабе?

– Наша задача – обеспечить ребят всем необходимым. По большому счету, даже планы на гонки будут определяться по ходу. В «Астане» собраны опытные спортсмены, у каждого из них есть персональные тренеры, которые распределяют нагрузки, подводят к пику формы.

«Астана» вот-вот разобьется по составам и разъедется по разным сборам. Вот сейчас все вместе поработали в Испании десять дней, так сказать, почувствовали, что такое единый коллектив. А в течение сезона каждый будет выполнять собственные задачи. Буду работать с одной из трех групп. Уже есть календарь команды, который поможет нам, тренерам, перемещаться из состава в состав. Много поездок предстоит и обслуживающему персоналу. Но целиком вся команда теперь вряд ли скоро соберется.

– Для вас работа в «Астане» – шанс вернуться в Европу?

– Я из Европы никуда не уезжал. И родители мои там, и семья. Другое дело – появилась возможность чему-то научиться. Мне нравилась моя работа с юношескими командами. Но все равно кое-какого опыта не хватает. Составить план гонки, подвести спортсмена к старту, держать его в форме – мне этому еще только предстоит учиться. Я ездил 15 лет, но знаний для работы в профессиональной команде в качестве тренера мне недостает. Буду учиться. Нюансов море. У нас вместе с обслуживающим персоналом – 60 человек в команде. Организовать один переезд коллектива из одной страны в другую – уже головная боль.

150 велосипедов

– Гонщики при этом выглядят очень довольными, а Винокуров говорит об уникальной атмосфере в команде. Это правда?

– Действительно, нам сейчас стало полегче. А вообще 2–3 последних месяца жили в страшном ритме. Раньше ни одна новая команда не получала сразу лицензию «Про Тура». Надо было обкатать состав в низших дивизионах, найти богатых спонсоров, пригласить более квалифицированных тренеров. «Астана» же собралась с нуля – приехали менеджеры, тренеры, пошли переговоры по переходам… Что на Мальорке сейчас творилось, где мы первый сбор проводили – кошмар просто.

– А что творилось?

– Как понаехали парни со всех концов света! Всех надо принять, покормить, разместить, одеть, обуть. В команде – 150 велосипедов, 12 техничек, 2 грузовика, 2 автобуса, 2 минивэна – это же тоже где-то надо на ночь оставлять, мыть, бензином заправлять! Короче, дел у всех хватает. Это здесь руководство в строгих костюмах ходит – а там все бегали без остановки. Ну и я, конечно, разницу между сборной и профессиональной командой почув-ствовал. Одно дело, когда у тебя 10 пацанов. И совсем другое – 30 гонщиков, половина из них звезды мировой величины. Опыт для меня колоссальный.

Европейский воздух

– Треть гонщиков «Астаны» – казахстанцы. Двое из них, Винокуров и Кашечкин, лидеры команды. А остальные восемь соответствуют уровню «Астаны»?

– Дмитрий Муравьев, Андрей Мизуров и Сергей Яковлев – уже известные в Европе спортсмены. Думаю, они будут близки к первому составу. Молодых у нас, по сути, только двое – 23-летний Женя Сладков и 22-летний Леша Колесов. От них никто больших побед требовать не собирается. У всех ребят двухгодичные контракты, поэтому на первый сезон им задач не ставят. Парням надо освоиться, подышать европей-ским воздухом. Естественно, выкидывать из команды тех, кто не раскрылся сразу, никто не будет.

– Есть ли у «Астаны» ближайший резерв среди казахстанских юношей, которых вы все прекрасно знаете?

– Думаю, тех ребят, которых я натаскивал сам, можно подключать к тренировкам «Астаны». Растут у нас Раимбеков, Зейнтс, Киреев. Я их всех забрал в Италию, они уже второй год катаются по дорогам Европы – и у них великолепные данные. Первым двум по 20 лет, а Роме Кирееву – 19. В августе я летал в Германию к менеджерам клуба Вальтеру Годефуруту и Марку Биверу – они меня спрашивали, кого я могу посоветовать из казахстанцев в «Астану». Я назвал имена своих воспитанников, но попросил, чтобы они как минимум еще год поездили в любителях. Может быть, в следующем сезоне «Астану» пополнят и мои воспитанники.

Загрузка...