Опубликовано: 3100

Завоюет ли китайский автопром рынок Казахстана

Завоюет ли китайский автопром рынок Казахстана

В 2015 году в КНР было произведено 21,1 млн автомобилей, а число продаж составило 21,2 млн, что больше показателей 2014 года на 5,8% и 7,3% соответственно.

Китайские автомобили, прежде не имевшие особого успеха у казахстанцев, постепенно начинают находить своего потребителя. Пока этот процесс идет в бюджетных сегментах и особенно в сфере льготного автокредитования, однако возможности и даже трудности китайского автопрома позволяют предположить, что самое интересное впереди, пишет Zakon.kz.

Китайские автомобили в последнее время вызывают постоянный интерес у казахстанских потребителей. Это связано, во-первых, с их относительной доступностью по сравнению с продукцией других зарубежных производителей, причем, в первую очередь, речь идет о китайских авто казахстанской сборки. Во-вторых, налицо заметное улучшение технических и дизайнерских характеристик, что прежде было не просто ахиллесовой пятой китайского автопрома, а его основным видовым дефектом.

Китайская автомобильная промышленность сегодня переживает переломный момент. После многих лет непрерывного роста наступает период снижения темпов роста, а в некоторых сегментах и сокращения производства. Итак, какие основные тенденции характеризуют состояние дел в китайском автопроме и как это повлияет на автомобильный рынок Казахстана?

Китайский автопром: последние тенденции

Китай – крупнейший производитель авто в мире. В 2015 году в КНР было произведено 21,1 млн автомобилей, а число продаж составило 21,2 млн, что больше показателей 2014 года на 5,8% и 7,3% соответственно. В Японии в прошлом год, к примеру, было произведено 9,77 млн штук авто, в США – 17,5 млн авто, в Корее – 1,8 млн, в России – 1,6 млн, а в Казахстане объем производства легковых авто в 2015 году составил 12,4 тыс. единиц, в то время как за 2014 году он достигал более 37,1 тыс. автомобилей.

Китайский автомобильный рынок традиционно пользуется поддержкой государства, которая граничит порой с откровенным протекционизмом. Поддержка выражается и в очень солидном субсидировании, и в практике «принудительного партнерства» иностранных автомобильных компаний с китайскими. Доля иностранных компаний в таких предприятиях не может превышать 50%. Китай определяет, какие марки авто производить, имеет право на интеллектуальную собственность и разработку всех проектов. Так, если посмотреть таблицу 1, станет видно, что лидеры продаж в Китае – это именно совместные предприятия. Что касается ведущих концернов, то JAC и Gelly, занимающие 9 и 10 строки в рейтинге начала текущего года, уже работают в Казахстане на базе костанайского автопрома.

Сейчас на фоне общего замедления темпов роста экономики страны, власти прилагают серьезные усилия, чтобы поддержать автопром. Так, в прошлом году были почти вполовину снижен налог на покупку автомобилей, что позволило темпам продаж в конце года увеличится почти на 14%. Сниженный налог, который к слову, будет действовать в течение всего текущего года, спровоцировал взрыв популярности внедорожников. Их продажи за 2015 год выросли на 52,4%, по минивэнам тоже идет рост – 10,1%.

Рост популярности (и соответственно производства) внедорожников – яркая тенденция последнего времени и, учитывая благодатную почву для подобных вкусов на казахстанском рынке, можно ожидать, что китайские производители смогут в скором будущем вступить в конкурентную борьбу с японскими и корейскими брендами.

Мы знаем не так много китайских автомобильных брендов, но по большому счету и сами китайцы вряд ли знают их все, ведь на рынке сегодня действуют около 90 компаний. И большинство из них субсидируются государством, что значительно сужает стремление к добросовестной конкуренции. Более того, ряд экспертов сегодня говорит об избыточных мощностях, так как помимо государственных субсидируемых концернов существует еще множество провинциальных субсидируемых компаний, действующих порой в отрыве от реального рынка. Такая ситуация могла продолжаться в тучные годы экономического роста, однако сейчас – даже несмотря на либеральную налоговую политику – спрос на автомобили становится более ограниченным и избирательным. Важно отметить, что крупные города Китая уже перенасыщены автомобильным транспортом, и просто так увеличить продажи там не получится. К примеру, в Шанхае автомобильный номер можно получить лишь выиграв в государственной лотерее, в Пекине – выждав в очереди несколько месяцев, а то и лет.

В связи с этим, кстати, многие зарубежные компании сокращают свое производство или тем или иным образом снижают расходы, в том числе и путем сокращения зарплат своих работников.

Также налицо снижение объемов импорта и экспорта. По данным Главного таможенного управления КНР, в 2015 году общий объем импорта и экспорта автомобильной продукции составил $157,37 млрд, что на 13,9% меньше, чем в 2014 году. В том числе, объем импорта составил $77,3 млрд, сократившись на 21,6%, а объем экспорта - 80,04%, что на 5,06% меньше чем в предыдущем году. Особенно заметно снизился в 2015 году импорт полностью собранных авто, он сократился на 22,8%, составив «лишь» 1,1 млн единиц. Что касается экспорта, то он снизился на 20,2%, составив 755,5 тысяч штук. Сокращение произошло как по легковым авто, так и по автобусам и грузовикам .

Вкусы китайского потребителя

Наиболее популярным автомобилем в материковом Китае является SAIC GM Wuling Hongguang families, который выпускается с 2010 года. Это практичный минивэн, выпускаемый совместным предприятием, куда Шанхайским автозаводом SAIC, General Motors Китай и Лючжоу Wuling Motors Co.

Вторым по популярности является седан SAIC Volkswagen New Lavida. Volkswagen Lavida - четырех-дверный компактный седан, созданный в 2008 году специально для китайского рынка совместным предприятием Shanghai Volkswagen Automotive.

И наконец, третье место по продажам уверено держит внедорожник Great Wall Haval H6. Этот компактный внедорожник, выпускаемый корпорацией Great Wall с 2011 года, завоевал не только Китай, но уже прочно обосновался и на российском рынке.

10 наиболее продаваемых в КНР автомобилей за январь-апрель 2016 г.

Перспективы в Казахстане

Сейчас наибольшей популярностью у покупателей пользуются легковые марки Chery, внедорожники и пикапы Great Wall. Самый популярный внедорожник КНР Great Wall Haval (на российском и казахстанском рынках известный в прежних модификациях как Hover), кстати, будет производиться в России, на заводе в Тульской области. Также продукция Great Wall будет выпускаться на заводе в Липецкой области.

Автомобили Chery имеют неоднозначную репутацию, однако, к примеру, тот же Chery Tiggo, входящий в 10-ку самых популярных внедорожников в Китае, уже завоевывает рынок России и, с учетом очень достойного дизайна и относительно гуманной цены, имеет отличные перспективы в Казахстане.

Однако наиболее многообещающими китайскими брендами в РК являются с прошлого года Gelly и JAC. В апреле 2015 года эксперты JAC Motors завершили обучение специалистов костанайского ТОО «СарыаркаАвтоПром» технологии сборки и выдали официальное разрешение на производство автомобилей. Уже в октябре автомобиль китайской марки был представлен общественности, а в конце ноября поступил в дилерские центры. Модельный ряд JAC в Казахстане включает пять моделей отечественного производства – J5, S3, S5, J6 и M55.

Как сообщается на сайте официального дистрибьютора JAC «AllurAuto», «…в прошлом году было решено приступить к полноценному производству автомобилей JАС S3 и вплотную заняться работой над созданием национального бренда. Переход на производство полного цикла позволит костанайскому автопроизводителю достигнуть приоритетных целей по повышению доли казахстанского содержания посредством привлечения поставщиков автокомпонентов». Кстати, JАС S3 входит в десятку самых популярных внедорожников Китая. Важно также и то, что 63% автомобилей бренда JAC были проданы по программе льготного автокредитования .

Другим китайским брендом вышедшим на казахстанский рынок стал Gelly, причем его автомобили прочно закрепились среди самых доступных новых автомобилей. Так, Gelly CK среди наиболее доступных новых автомобилей на казахстанском рынке уступает только Daewoo Matiz и Lada Granta. Он же является самым доступным по цене автомобилем в списке для льготного автокредитования.
По данным портала «Колеса», на конец апреля китайская марка Gelly с моделями CK, GC6, MK-Cross, SC7, Emgrand 7, GC7 и Emgrand X7 вошла в пятерку лидеров по программе льготного автокредитования. Если за Gelly 5 место, то другой китайский бренд JAC занял 8 позицию с моделями J5, J6, S3, S5 и М5 . Причем эти авто занимают значительную часть в списке автомобилей в ценовом диапазоне до 4,5 млн тенге.

В итоге ситуация последнего времени показывает, что кризисные тенденции в китайской автомобильной промышленности, с одной стороны, усиливают проблему избыточных мощностей, а с другой, заставляют производителей улучшать качество выпускаемой продукции и бороться за своего потребителя. В этом плане Казахстан – тоже переживающий период экономического кризиса – может извлечь для себя определенную выгоду, ведь заинтересованность в недорогих автомобилях приемлемого качества и современного дизайна сейчас затмевает погоню за известными брендами и желание «пустить пыль в глаза».

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи