Опубликовано: 1511

Зарегистрировать купленный автомобиль за 10 минут – это вполне реально

Зарегистрировать купленный автомобиль за 10 минут – это вполне реально

В рамках реформирования полицейских подразделений и разработки новой законодательной базы для деятельности МВД полномочия и ответственность дорожной полиции существенно расширяются. Что изменится в её работе? И станет ли больше порядка на казахстанских дорогах?

На эти вопросы газете "Мегаполис" ответил председатель Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковник полиции Берик БИСЕНКУЛОВ.

– Берик Байбулович, сейчас много говорят об изменениях в законодательстве, касающемся деятельности полиции и вашей службы в том числе. Что нового появится в работе дорожных полицейских? Чего ждать водителям?

– Сразу замечу, что ни о какой радикальной смене законодательной базы, о чём сейчас появились упорные слухи, вопрос не стоит. Речь идёт об упорядочении некоторых казахстанских норм и законодательных актов с учётом международной практики. Сейчас правительство проводит политику усиления полиции в целом, и, в частности, ставится задача усиления роли МВД в повышении безопасности дорожного движения. Министерство внутренних дел необходимо определить центральным исполнительным органом по обеспечению безопасности движения. Для решения этих задач, а также чтобы наша местная практика соответствовала резолюции Генассамблеи ООН по дорожному движению, у нас готовится проект нового Закона «О дорожном движении в Республике Казахстан». Это не будет что-то новое в правовой базе. По своей сути это будет консолидированный закон, единый правовой акт нашей страны о дорожном движении, который объединит все регламенты, нормы и требования по данным вопросам. В том числе в него войдут и действующие Правила дорожного движения.

– Это сделано по опыту развитых стран, где дорожное движение регламентируется на уровне общегражданского закона?

– Да, учитывая, что ПДД регламентируют права и обязанности наших водителей и пешеходов, а значит, это общегражданский документ прямого действия. Чтобы у международного сообщества не возникало вопросов относительно правового статуса Правил, их решено включить в государственный закон о безопасности дорожного движения. Вместе с тем миссия закона – не «внешне-декоративная». Новая законодательная база приведёт к изменению нормативно-правового обеспечения нашей работы. Принятие законопроекта «О дорожном движении» позволит государству уже на новом уровне определить правовые основы организации движения. Регулирование станет жёстче, ответственность – серьёзнее. Причём это коснётся не только водителей и пешеходов, но и дорожных служб, если их недоработки приводят к аварийным ситуациям. Это коснётся владельцев уличной рекламы, если она затрудняет видимость знаков, дорожной разметки или отвлекает водителей от управления. В новом законе будут отражены как права и обязанности участников движения, так и эффективное и безопасное функционирование дорожно-транспортного комплекса в целом, а также вопросы защиты жизни и здоровья граждан от последствий происшествий на дорогах. Таковы задачи данного закона.

Если же говорить по существу планируемых изменений, то они коснутся и функционала нашей службы. Сейчас де-факто функции дорожной полиции шире, чем это определено де-юре. Мы называемся Комитетом дорожной полиции, что логически подразумевает только надзорную и организационную функцию. А ведь у нас существует много других задач в плане обеспечения безопасности на дорогах. Поэтому, чтобы МВД функционировало как центральный исполнительный орган по обеспечению безопасности дорожного движения и за всё здесь несло ответственность, на базе нынешнего Комитета дорожной полиции планируется создать Комитет по обеспечению безопасности дорожного движения. В результате функции дорожной полиции станут шире юридически. Сейчас нашим мнением обычно не интересуются при планировании и строительстве дорожной сети, при возведении у дороги различных объектов. Нас просто приглашают ставить знаки, чертить разметку и планировать светофоры, когда объект уже построен. А это неверно. Полномочия и роль МВД будут усилены в таком аспекте, как внедрение технических средств и обустройство автодорог системами регулирования дорожного движения. МВД будет участвовать в создании дорог и на стадии проектирования, и сооружения, и приёмки их в эксплуатацию.

– Сегодня автомобилисты активно обсуждают ожидаемый переход на новые водительские удостоверения. Говорят, что даже водителям мопедов придётся теперь получать специальные права. Это так?

– Да, в законопроекте предусматривается переход на новые водительские удостоверения в соответствии с требованиями Конвенции ООН о дорожном движении. Они будут иметь семь основных категорий: А, В, С, D (традиционные – от мотоциклов до автобусов), а также BE, CE, DE для эксплуатации того же транспорта с прицепами. ВЕ – это легковые автомобили, используемые с прицепами, СЕ – грузовые (автопоезда), DE – автобусы с прицепом или полуприцепом (в обиходе называемые «гармошкой»). Также будут введены шесть дополнительных подкатегорий: A1, B1, C1, D1, С1Е и D1E. Расшифрую. В последние 8–10 лет на дорогах Казахстана появился транспорт, который по своим характеристикам не подпадал под существующие категории водительских прав. Теперь он тоже регламентирован так же, как и во всём мире. К подкатегории А1 относятся всевозможные скутеры, мопеды, квадроциклы, трициклы и им подобные моторизованные транспортные средства. К категориям B1 – D1 относят всевозможные одно- или двухместные мини-куперы, мини-грузовички и прочие мини-машины различного назначения, подкатегории с индексом «Е» в конце означают аналогичные транспортные средства с прицепом. Все эти средства передвижения требуют соответствующих навыков управления, к тому же они развивают такую же скорость, что и автомобили. Позволять и дальше по старинке, как при СССР, ездить на них без прав начиная с 14 лет нельзя. Мы регистрируем высокий травматизм, растёт смертность детей и подростков при ДТП на тех же скутерах, квадроциклах. Из-за незнания Правил такими горе-водителями возникают критические ситуации на дорогах. Теперь мы приведём регулирование дорожного движения в Казахстане к международным требованиям. Исчезнут разновидности автодорожного транспорта, не охваченные соответствующей водительской категорией.

– Этих водителей нужно готовить, для этого тоже требуется определённая база.

– Безусловно, и это также наша сфера ответственности, ведь именно дорожная полиция принимает экзамены на получение прав. Мы намерены привести в полное соответствие с международными нормами и стандартами всю систему подготовки водителей и их допуск к участию в дорожном движении. Это важнейший блок вопросов, которые мы решаем уже сегодня: ведь от того, насколько качественным будет обучение водителей, во многом зависит безопасность. После принятия закона о дорожном движении мы с учётом международных норм и стандартов утвердим новые типовые программы подготовки водителей по всем категориям и подкатегориям транспортных средств. Работа по этим программам с автошколами ведётся уже сейчас, ведь учебные организации должны быть готовы к вводу новой системы водительских категорий. На сегодня уже полностью готовы типовые программы для основных категорий А, B, C, D и их аналогов с индексом Е. Активно ведётся работа по созданию программ для водителей мини-транспорта. Всё строго отслеживается. Программы будут утверждаться постановлением правительства.

– Вы упомянули о задаче обеспечения безопасности. Какие шаги здесь предпринимаются?

– Сейчас мы совместно с другими заинтересованными госорганами разрабатываем проект отраслевой программы обеспечения безопасности дорожного движения на 2012–14 годы. Скоро этот документ будет внесён на рассмотрение в правительство. В нём будут проработаны и прописаны необходимые меры по совершенствованию информационного и технического обеспечения всей работы дорожной полиции. Какие это будут меры? Назову только некоторые. Будут внедряться современные аппаратно-программные комплексы для автоматизированного наблюдения за движением всего транспорта по основным дорогам. Будет усилено наше межведомственное взаимодействие с другими государственными органами по вопросам предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий. Мы намерены более тесно сотрудничать с Минздравом, МЧС для того, чтобы работа была слаженной, чтобы быстрее и эффективнее оказывать помощь людям при различных происшествиях. Всё это имеет огромное значение с точки зрения снижения аварийности на дорогах и реагирования на происшествия.

– Инновационные технологии, те же системы слежения и видеофиксации нарушений требуют от государства значительных финансовых затрат. Насколько затраты соотносятся с эффективностью таких систем? Приносят ли они ожидаемый эффект?

– В бюджетном плане такие системы окупаются довольно быстро, потому что они позволяют в разы увеличить поступление штрафов. Но денежный вопрос, на наш взгляд, здесь не так важен. Главное – тот эффект в повышении безопасности, который дают такие методы. Внедрение интеллектуальных систем управления, слежения и контроля за движением позволяют дорожной полиции реагировать практически на все нарушения, которые фиксируются сотнями видеокамер. Так можно дисциплинировать даже самых неуёмных «гонщиков». Сейчас завершается подготовка системы, в которой каждая камера сможет отслеживать движение до десяти автомобилей в потоке, автоматически фиксируя каждое нарушение Правил как любым из водителей, так и несколькими водителями одновременно. Это позволит нам значительно поднять статистику регистрации тех нарушений, которые инспектор не всегда физически способен распознать хоть при патрулировании в потоке, хоть при наблюдении за движением в стационарном режиме. У него для этого просто не хватает глаз.

Представьте себе плотный транспортный поток, в котором, например, два-три водителя грубо нарушают правила маневрирования, не соблюдая рядность и «подрезая» других участников движения; четвертый водитель здесь же и в то же самое время превышает скорость, а пятый – выезжает на полосу встречного движения. У нас такое, к сожалению, не редкость, такая экстремальная дорожная обстановка знакома и подчас даже привычна жителям некоторых наших крупных городов. Казалось бы, почему все эти нарушители уходят от наказания? Даже если в этом потоке находится патрульный экипаж дорожной полиции, он не в состоянии одновременно распознать и зафиксировать все нарушения. А система слежения, в поле зрения которой это происходит, – может.

– А способно ли внедрение таких систем, на ваш взгляд, решить такую нашу старую проблему, как низкая культура вождения транспорта?

– Безусловно. «Серийных» нарушителей, любителей полихачить система может идентифицировать очень быстро. Более того: программа именно на это настроена. Во многих странах, где народ с горячим темпераментом любит прокатиться с ветерком, такие системы позволили не только упорядочить ситуацию, но существенно изменить культуру вождения. Потому что дороги от лихачей они планомерно «чистят». Причём, что немаловажно, это происходит без участия пресловутого человеческого фактора. Информация о нарушителе моментально поступает на пульт, оттуда идёт сообщение ближайшему дежурному экипажу, лихача останавливают. Все его «художества» зафиксированы, отпираться бесполезно. А по тем грубым нарушениям Правил, которые такие водители так любят демонстративно совершать, у нас в суде сейчас разговор короткий. Выезд на встречную полосу, создание аварийной обстановки влечёт за собой штраф в размере 10 МРП и 15 МРП соответственно. Нарушит повторно – будет ходить пешком до полугода. Причём «договориться» с инспектором, как они привыкли, не получится: информация автоматически фиксируется в базах данных Комитета дорожной полиции и МВД.

– То есть можно надеяться, что дисциплины на дорогах станет больше?

– Мы возлагаем очень серьёзные надежды на эту систему именно в плане мгновенного выявления нарушений в потоке, что очень важно для наведения порядка на наших дорогах. Вообще технические возможности этого программно-технического комплекса обширны. Аппаратура будет не только выявлять нарушения ПДД в поле видимости сотен камер, объединённых в общую сеть. Она будет распознавать регистрационные номерные знаки всех движущихся автомобилей, «вести» их по пути следования и направлять сведения о перемещениях каждого транспортного средства (госномер, дату, время и направление проезда) в единую базу данных. Далее, суммируя и анализируя эти данные по каждому отдельному транспортному средству, программный комплекс будет создавать информационную базу обо всех его маршрутах. Это необходимо не только для нас, такая база пригодится и другим полицейским подразделениям. Подобные информационные системы очень полезны с учётом той криминогенной обстановки, которая складывается по республике. Угоны, другие преступления с использованием транспорта можно раскрывать по горячим следам. Программный комплекс автоматически проверяет автомобили, движущиеся в потоке, на предмет нахождения в розыске и выдаёт соответствующее сообщение оператору. Есть и другие возможности. В частности, мы планируем задать специальные настройки, чтобы эта система постоянно подсчитывала интенсивность транспортного потока и анализировала эти данные. Это позволит принимать оперативные решения по организации дорожного движения, гибко перестраивать режим работы светофоров. Таким образом мы рассчитываем в крупных городах максимально увеличить пропускную способность перекрестков. В тестовом режиме такие системы планируется уже до конца текущего года запустить в пяти городах республики. А затем постепенно будем покрывать ими всю дорожную сеть, как это сделано во многих странах.

– Не все у нас знают, что автоинспекторы на дороге призваны не только выявлять нарушения, но и помогать водителям. Об этом у нас почему-то не говорят. А есть примеры, когда сотрудники дорожной полиции оказывали помощь водителям в экстремальных ситуациях, например, вызволяли транспорт из снежного плена, организовывали сопровождение. Много ли таких примеров в вашей практике?

– Помощь на дорогах – не подвиг и не личная инициатива, это профессиональный долг наших сотрудников. Только в январе – марте текущего года с участием дорожных полицейских из снежного плена вызволено более 700 транспортных средств и эвакуировано свыше 1700 граждан. Другой вопрос, что в одиночку это все выполнить не всегда возможно. При тяжёлых авариях, например, необходима совместная работа экстренных служб – полиции, спасателей, «скорой». В инструкциях наших дорожных инспекторов здесь есть обширный комплекс задач. В рамках новой законодательной базы мы намерены эти обязанности систематизировать. Одна из стратегически важных задач дорожной полиции – совершенствование системы оказания помощи пострадавшим при ДТП. Главное здесь – максимально сократить время прибытия соответствующих служб на место. От обеспечения быстроты, слаженности наших действий со службами Минздрава и МЧС зависят жизни людей.

– Берик Байбулович, не так давно комитет сообщал о планах оптимизации государственных услуг дорожной полиции. Действительно ли это реально в наших условиях – сделать так, как в Европе, где купленный автомобиль регистрируют и выдают номера за десять минут?

– Это вполне реально. Для упрощения и ускорения оказания наших услуг МВД совместно с рядом заинтересованных ведомств (Министерством связи и информации, местными исполнительными органами) сейчас готовятся к открытию специальных сервисных центров по оказанию государственных услуг населению. Там мы будем, в частности, проводить приём экзаменов, выдачу водительских удостоверений, регистрацию и перерегистрацию транспортных средств, оформление залога на движимое имущество, регистрацию лиц, управляющих автомобилем по доверенности. Первый пилотный проект такого центра скоро будет запущен в Караганде. Должен сказать: перед нами действительно поставлена задача максимально приблизить все оказываемые здесь услуги к международным стандартам. Для этого специально анализировался опыт развитых стран. Наши специалисты ездили в Евросоюз, изучали местные системы регистрации. Их технологии на самом деле обеспечивают скорость и простоту. Например, при оформлении автомобиля: от подачи электронного заявления до получения номерных знаков и документов проходит всего несколько минут. Отдельные успешные наработки мы решили взять из опыта Грузии. Традиции, привычки и менталитет населения там похожи на наши, но при этом грузины смогли очень хорошо организовать механизм предоставления госуслуг, практически сведя на нет коррупционный фактор.

– Хотя в той же Грузии, насколько известно, слабо выстроена система организации движения и обеспечения безопасности на дорогах. Там все ездят как хотят.

– Согласен, в регулировании движения на дорогах там проводится странная политика, хотя здесь всё относительно. Вот если посмотреть, например, как ездят во Вьетнаме… Конечно, здесь я должен подчеркнуть: из всех изученных нами зарубежных практик мы взяли на вооружение только отдельные элементы, которые показались нам удачными. Никто не ставил цели найти где-то в дальних странах идеальную модель и скопировать её в Казахстане. Это было бы нереально, учитывая наши расстояния, особенности климата и самих дорог. Казахстан создал и развивает собственную систему безопасности дорожного движения, где мы намерены применять лучшие технологии и проверенные решения.

– Бытует мнение, что без преодоления коррупционных проблем никакие технологии не помогут навести порядок на наших дорогах… 

– В том числе это касается и задач борьбы с коррупцией. Приведу такой пример. Со следующего года Комитет дорожной полиции планирует ввести тарификацию на государственные номерные знаки повышенного спроса, такие, как 777, 111 и т. п. Для чего мы это делаем? Одна из основных задач, которые сегодня ставит перед нами руководство страны: искоренить коррупцию и в рядах дорожной полиции, и в целом в системе МВД. Это многоплановая и очень сложная работа, которой параллельно занимаются несколько различных ведомств и структур. Однако важно не только выявлять факты, но и устранить сами предпосылки возникновения коррупционных отношений. Проще говоря – убрать как таковой потенциальный предмет «торга» между гражданином и госслужащим. Наше предложение ввода официальной тарификации на так называемые «блатные» номерные знаки было нацелено именно на это. Если есть спрос, должно быть и предложение, но пусть средства поступают в карман не коррупционерам, а в бюджет государства. Соответствующий законопроект у нас уже разрабатывается, и уже в будущем году рассчитываем его утвердить. Любой человек сможет выбрать в базе данных понравившийся ему номер и узнать, сколько он будет стоить согласно тарификации. Перечислите указанную сумму в бюджет, приедете с подтверждающими документами и получите номер. Никаких «теневых» взаимоотношений.

В целом для преодоления коррупции в рядах дорожной полиции за последнее время сделано многое. Нам удалось в разы сократить статистику коррупционных проявлений, и это при том, что выявляться они стали значительно лучше. Этого мы добились за счёт тесного взаимодействия с заинтересованными ведомствами и использования современных технологий. Положительно сказывается не только укрепление дисциплины, но и материальная сторона жизни сотрудников: зарплата была увеличена на 30 процентов, в новом году ожидаются дополнительные прибавки к должностным окладам. Впрочем, оклады – это не главное. Главное, о чем хотелось бы напомнить – в своём подавляющем большинстве наши дорожные полицейские – честные и порядочные люди, которые готовы при необходимости рисковать своей жизнью, чтобы защитить безопасность граждан. Так, как это не раздумывая сделал в Таразе капитан Бектасов, собственным телом накрыв достающего гранату террориста.

Загрузка...