Опубликовано: 1394

Все дороги ведут к паркомату

Все дороги ведут к паркомату

Если раньше в южной столице было просто трудно найти место, чтобы оставить на время своего железного коня, то теперь это будет еще и дорого. Платные автостоянки откроют власти города совместно с предпринимателями в ближайшее время. Идея создания таких паркингов возникла у чиновников еще в прошлом году. Стоит отметить, что при написании «Правил организации платных автостоянок в городе Алматы», регулирующих данную

сферу, власти мегаполиса собирали предложения водителей. Однако после обнародования этого документа градус недовольства госслужащими у автолюбителей сразу же подскочил на несколько пунктов.

Основное недоумение горожан вызвала стоимость парковки: за один час — 100 тенге. Сама по себе сумма не такая уж большая, однако если учитывать, что большинство людей используют свой автомобиль для поездок на работу, то за целый день набегает ого-го!

При этом, как заявляют чиновники акимата, компании, которые станут операторами платных парковок, не будут нести ответственности за сохранность автомобилей. Плату станут взимать только за место. В экстренных случаях у владельцев машин будет возможность получить запись с камер видеонаблюдения.

Особенность новых стоянок — отсутствие человека в жилетке. Плату примет паркомат. Такой техникой будут оборудованы как паркинги тротуарного типа, которые разместят на обочинах, так и площадочного, расположенные возле дорог.

Бесплатной остановка на данных автостоянках будет только для транспортных средств инвалидов и участников ВОВ, инвалидов I и II групп, а также для машин со служебными государственными номерными знаками во время выполнения прямых обязанностей.

Единственным положительным моментом для автолюбителей является тот факт, что парковки тротуарного типа будут работать за деньги с восьми утра и до семи часов вечера. В ночное время машины на них можно будет оставлять бесплатно.

Со скепсисом к задумке властей Алматы отнесся экс-мажилисмен Танирберген Бердонгаров, который в бытность депутатом парламента неоднократно поднимал проблему парковок в Алматы.

- Во-первых, я считаю, что стоимость 100 тенге в час — это нереально дорого. Во-вторых, где гарантия, что в итоге деньги не будут собирать все те же люди в жилетах, а паркоматы просто будут пылиться в сторонке, — говорит Танирберген Бердонгаров. — Если же власти Алматы хотят разгрузить город от транспорта, то не нужно пытаться заработать на общественной территории — пусть она останется для тех, кто не может платить за парковку, лучше создать условия для того, чтобы предприниматели строили многоуровневые паркинги на пустующих участках земли.

Между тем внедрение платных парковок может дать положительный эффект, быть может, нежелание платить заставит некоторых горожан пересесть на экологически чистый вид транспорта — велосипед.

Бюджет опять пролетит?

Гарантиями того, что в работе платных парковок под управлением частных компаний не будет «левых схем», лишающих город доходов, озабочены также общественники.

Однозначного мнения о том, адекватна ли утвержденная стоимость за место, нет и у депутатов маслихата Алматы.

- Если человек едет в центр города по делам, то, я думаю, у него найдутся деньги заплатить за час или два стоянки своего авто, — говорит депутат Дмитрий Петрухин. — Другое дело, если алматинец добирается на машине на работу и оставляет ее на целый день, тут выходит солидная сумма. Однако в данной ситуации мне кажется, что работодатели должны как-то решать проблему с парковкой для своих сотрудников.

Как рассказал «Взгляду» депутат маслихата Артур Котенев, изначально речь шла о том, что стоимость парковки будет составлять 100 тенге за три часа.

- Об этом нам говорили во время презентации проекта платных парковок. И на мой взгляд, 100 тенге за три часа — приемлемая сумма, даже если человек оставляет машину на весь рабочий день, — говорит он. — Вопрос стоимости имеет две стороны. Так как по ряду объективных причин парковка в центре мегаполиса не может быть слишком дешевой. К примеру, в Лондоне люди платят даже за въезд в центральную часть города. Мое мнение, что 100 тенге за час — это неадекватная цена. Если бы сделали тарификацию, было бы лучше.

Кроме того, по мнению Артура Котенева, создание платных автостоянок не решит проблему нехватки парковочных мест в Алматы.

- Повлиять на ситуацию можно путем увеличения количества подземных паркингов. К примеру, при строительстве жилых и бизнес-комплексов создавать в них стоянки, в которых количество мест будет не в два раза, как это делается сейчас, а в четыре раза больше, нежели это необходимо для нужд самого комплекса, — считает депутат.

Что же касается того, что операторы парковок тротуарного типа не будут нести ответственности за сохранность автомобилей, оба народных избранника сходятся во мнении, что это вполне нормально. Для того чтобы обеспечивать безопасность транспортных средств, необходимо принимать дополнительные меры, которые невозможны в условиях тротуарной автостоянки, говорят они.

По словам юриста Сергея Уткина, система организации платных парковок в Алматы только на первый взгляд напоминает зарубежную.

- Принципиальное отличие заключается в том, что в Европе и Америке такие места находятся в ведении городских властей. В нашем же случае администрация города отдает их в руки частных компаний. Тут и возникает ряд проблем, — говорит г-н Уткин. — Плохо то, что не весь доход от этих парковок будет поступать в бюджет. Получается, что власти в данном случае расписываются в своей некомпетентности и неумении организовать банальный сбор платежей.

Кроме того, интересно, кто же выиграет тендер. Учитывая реалии Казахстана, можно предположить, что это будут «свои» люди, — считает юрист. — Еще один момент — это то, что в частной компании легче скрыть доходы. Паркоматы нужны для тех, кто будет проверять, оплатили вы стоянку или нет. Получается, что это будут люди от частной компании, и тут возможно возникновение так называемых левых схем. К примеру, вы заплатили за час, а простояли целый день, потом «отстегиваете» нужному человеку 300 тенге и едете домой. Таким образом, город может вообще ничего не получить.

Еще одним неоговоренным вопросом остается то, на что будут направлены деньги, полученные от платных парковок? Хорошим примером властям Алматы может служить опыт Барселоны. В этом городе 100% средств, полученных от автостоянок, идут на реализацию программы проката велосипедов «Байсинг». До начала внедрения этого проекта в 2006 году велосипедами в Барселоне пользовались около 30 000 человек каждый день. Однако уже через три года на двухколесные транспортные средства пересели 100 000 испанцев. Из них 40% пользуются велосипедами в рамках программы, а 60% владеют собственными.

Паркуй машину по-человечески, иначе ослом станешь

В борьбу за удобные и доступные парковочные места по-своему включились и простые алматинцы.

Примеров хаоса на обочинах и заставленных автомобилями детских площадках в городе хоть отбавляй. Почти год с этой напастью воюет автор необычного проекта «Я паркуюсь, как осел. KZ». Суть его заключается в том, чтобы через демонстрацию нарушителей правил парковки мотивировать владельцев машин ставить своих коней так, чтобы они не мешали другим водителям и пешеходам.

На сайте проекта www.oselparking.kz любой интернет-пользователь может загрузить фотографию неправильно припаркованного автомобиля. В специальном поисковике, если ввести госномер, можно выяснить, не попало ли и ваше авто в «черный список». Сейчас в базе сайта уже более 500 фотографий.

- Первым порывом к созданию этого проекта было то, что очень часто утром, когда торопился на работу, я сталкивался с тем, что выезд из нашего двора был сильно затруднен или невозможен вообще. Зачастую ждать хозяина машины, перегородившей дорогу, приходилось очень долго, — рассказывает автор идеи Роман Слегин. — Естественно, что в такие дни я опаздывал в банк, где принято штрафовать за задержки. Для меня такие случаи были крайне неприятны. Так и пришла в голову идея создания сайта. Ее я предложил своей сестре, которая тоже водит машину, и мы начали работу над проектом.

Активисты считают, что благодаря сайту водители наконец-то начнут больше уважать друг друга.

- Мы реалисты и понимаем, что в условиях таких крупных городов, как Алматы, полностью исключить случаи неправильной парковки невозможно. Но среди нарушений — парковка на тротуарах, детских площадках, газонах — есть и крайне опасные случаи, например, остановка в зоне действия пешеходных переходов. Именно в таких эпизодах очень большая вероятность того, что водитель, проезжающий мимо, не заметит человека, идущего по «зебре», из-за стоящей возле нее машины.

Отметим, что российский аналог проекта «Я паркуюсь, как осел. KZ» движение «СтопХам» получило немалую известность как в РФ, так и за ее пределами благодаря своей борьбе с неправильной парковкой в городах России.

Почем в мире парковка для авто?

Лондон стал самым дорогим городом мира по показателю месячной стоимости парковки. Согласно исследованию консалтинговой компании Colliers International, в районе Сити показатель достиг 932,99 дол., а в западной части британской столицы (London West End) — 873,5 дол. Далее в рейтинге следуют Гонконг — 744,72 дол., Токио — 654, Рим — 615, Цюрих — 605,64, Сидней — 591,28, Перт — 563,37, Брюссель — 549,94, и Нью-Йорк — 538 долларов.

Москва в этом перечне оказалась на 42-м месте. Средняя стоимость машиноместа на крытой или подземной парковке в бизнес-центрах в центре города составляет в среднем 267,3 доллара в месяц.

Самые высокие дневные цены зафиксированы в Абу-Даби — 55 долларов. На втором месте оказались парковки в Осло — 54,52 дол., за которым следуют Токио — 54,5; Лондон (Сити) — 52,24; Сидней — 51,18; Лондон (Вест-Энд) — 50,79; Амстердам — 49,21; Вена — 48,1; Афины — 46,14; Копенгаген — 41,68 доллара. Москва в этом списке занимает 41-е место со стоимостью суточной парковки 24,62 доллара.

Как и в предыдущие годы, цены на парковку в индийских городах Ченнай и Бомбей являются самыми низкими — около 0,96 и 1,07 доллара в день соответственно.

В Алматы стоимость месячной парковки в рабочее время (9 часов х на 21 день) составит около 30 000 тенге (200 долларов).

Источник: Информационно-аналитический сайт «Республика» 

Загрузка...