Опубликовано: 4100

Властная горизонталь: как принятые решения укрепляют систему госуправления

Властная горизонталь: как принятые решения укрепляют систему госуправления Фото - https://ehonews.kz

Аналитики сходятся во мнении — разделение полномочий между Токаевым и Назарбаевым позволит сохранить стабильность

9 апреля президент Касым-Жомарт Токаев сообщил о том, что досрочные президентские выборы в республике пройдут ровно через два месяца – 9 июня. При этом, согласно Конституции, Токаев мог продолжать работать на должности президента, которую он занял после того, как лидер нации, первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 19 марта объявил об уходе с поста, до планировавшихся только в декабре 2020 года выборов.

После июньского голосования в стране должна окончательно сформироваться обновленная система государственного управления, которая, сохраняя во многом преемственность и руководствуясь теми же принципами, которые были определяющими при президенте Нурсултане Назарбаеве, все же претерпит значительные изменения. Так, в частности, с учетом того, что старшая дочь Елбасы продолжит руководить верхней палатой парламента, законодатели будут последовательно следовать тому курсу, который был задан при первом руководителе независимого Казахстана.

Самым вероятным кандидатом от правящей партии «Нур Отан» большинство экспертов в один голос называет Токаева. Именно Токаев и был выбран в качестве «сменщика» Назарбаева на президентском посту в марте, поддержка со стороны партии, лидером которой остается Елбасы, ему по сути гарантирована.

Многие специалисты при этом напоминают, что у Нурсултана Назарбаева сохранятся обширные полномочия для влияния на политический курс Казахстана. Во многом такие возможности он получает благодаря положениям конституционного закона «О первом президенте Республики Казахстана – лидере нации», принятом в июле 2000 года.

Этот закон закрепляет за ним ряд существенных полномочий и постов – в частности, права «выступать перед парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народов Казахстана; возглавлять Совет Безопасности Республики Казахстан; входить в состав Конституционного Совета Республики Казахстан».

Руководство Совбезом предоставляет Елбасы широкие возможности для участия в управлении страной, в том числе определении целей и задач для силовых ведомств. Если первоначально Совбез был консультативно-совещательным органом, то после принятия соответствующего закона в июле прошлого года его правовой статус изменился – теперь это орган конституционный. Совет координирует проведение и рассмотрение основных направлений единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны.

В этой связи казахстанский политолог Марат Шибутов напоминает, что Назарбаев «решил передать власть другим людям, но не сразу, не совсем и не всю». - Например, пост главы Совбеза, который он оставил за собой, позволяет контролировать самую важную и дееспособную часть государственного аппарата — силовиков, — отметил он в беседе со СМИ. — Другие посты также предоставляют ему возможность эффективно держать под контролем ключевые процессы. 

Значительные права в формировании политического курса страны Елбасы получает в соответствии с законом о первом президенте Казахстана – согласно документу, с ним должны согласовываться «разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства». Право руководить Советом Безопасности принадлежит Нурсултану Назарбаеву пожизненно.

Складывающаяся парадигма власти в республике позволяет считать, что каких-то резких изменений во внутри- и внешнеполитическом курсе не предвидится. Стабильности способствует и избрание Токаева в качестве преемника Назарбаева на посту президента: как отметил политолог Данияр Ашимбаев, второй президент Казахстана имеет самые большие шансы на долгосрочное удержание власти, так как он нейтрален, устраивает многих внутри и за пределами страны.

Ради сохранения стабильности и безопасности страны Назарбаев и подал в отставку, считает политолог Геворг Мирзаян. Он напоминает, что по выражению некоторых журналистов, Елбасы сейчас становится соправителем вступившего в должность президента Токаева, однако это не совсем так. Назарбаев, отметил Мирзаян в колонке для Sputnik Kazakhstan, будет, «скорее, наставником и куратором, каковыми обычно являются для своих преемников уходящие китайские руководители» - «куратором, который будет следить за действиями преемника, разъяснять потенциальные опасности, отговаривать от каких-то радикальных шагов, а также прикрывать своим авторитетом в первое время правления».

В том, что «эпоха Назарбаева» отнюдь не закончена, уверен и председатель комитета по международным делам российского Совета Федерации Константин Косачев. «Эпоха Назарбаева не кончается, а его идеи живут и реализуются в совместных интеграционных проектах. Не исключаю, что Нурсултан Абишевич может и далее проявлять деятельный интерес к реализации своего «детища», и его опыт и авторитет всегда будет востребован», - написал сенатор в своем Facebook. «Радикальных перемен во внешней и внутренней политике Казахстана точно не будет, а свою роль в жизни соседнего государства он может во многом определять сам, - считает Косачев.

- Роль Лидера Нации – отнюдь не формальное звание, а реальное отражение значения Назарбаева для Казахстана».

Тлеухан Жиенбаев

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи